Маркетинг в России и за рубежом – это два разных понятия или одно и тоже? Насколько Россия отстает от запада в плане развития маркетинга?
На эти и другие вопросы корреспондента портала TimesNet отвечает эксперт, специализирующийся в этой области, Андрей Баранов, исполнительный директор и учредитель маркетинговой группы Newmann Bauer.
— Здравствуйте! Расскажите вкратце о себе.
Детство. Порой прекрасно, когда оно продолжается. В чем-то все мужчины как дети, наверное. Я родился в преподавательской семье: бабушка – учитель русского языка, дедушка преподаватель, мама преподаватель, папа музыкант.
Ну и конечно меня тоже без музыки не оставили. Много инструментов перебрал в свое время от классических до совсем неклассических =)
Вообще увлечений и хобби у меня крайне много, порой работа это хобби, порой увлечения становятся хобби – долгое время занимался различными этническими культурами оттуда и увлечение этнической музыкой.
Сейчас вот за год освоил саксофон, самостоятельно (бедные соседи...). Видимо от преподавательской семьи досталась любовь к самостоятельному обучению.
Поэтому особой любви к стандартному обучению – институт, экзамен, диплом я никогда не испытывал – жалко было времени на те предметы, которые заведомо мне были чужды, мне гораздо проще самому читать или изучать что-то.
Бизнес, которым я занимаюсь, крайне динамичен и требует постоянного самообучения, так что эти навыки как раз пришлись очень кстати. К продажам и рекламе, кстати я так же с детства тяготел – еще со школы, когда это далеко не приветствовалось – и последние лет 18-20 в разной мере ими и занимаюсь.
У меня много друзей по всему миру, общаюсь, как виртуально так и реально. Европейский опыт, крайне помогает, как и европейская литература. Но в любом случае даже самые прогрессивные технологии и методы организации в России требуют серьезной работы по адаптации под наш уникальный менталитет.
Но в Интернет – бизнесе это происходит более продуктивно, из-за динамичности и более "прозрачной" конкуренции. Кстати, вы же спросили о детстве.
— Вы являетесь автором книги по маркетингу. Расскажите о ней.
Тема, изложенная в книге «Прогноз возврата инвестиций в интернет-маркетинг» – это отчет о результатах проделанных работ, из которых можно почерпнуть что-то полезное для развития своего бизнеса.
Маркетологам и бизнесменам она может быть крайне полезной для построения и оттачивания процесса продаж и выявления КПД различных рекламных носителей в Интернете, построение электронной воронки продаж и ее отличие от традиционной.
История с ее написанием – весьма забавная и длилась ни больше, ни меньше – целый год! Дело в том, что Интернет крайне переменчивая вещь, только сделаешь что-нибудь – а оно -бах, и уже устарело. А тут еще, не дай Бог, появилось что-нибудь новое или пришла в голову новая мысль – вот и получился год, хотя объем не такой уж и большой.
Но велика беда – начало. Следующая моя книга, посвященная интернет-рекламе, уже масштабней – свыше 300 страниц, и в декабре уже выйдет в тираж. Недавно начал третью книгу – это будет фундаментальный труд про «онлайн-психологию».
— Какие книги вы посоветуете начинающим маркетологам?
Ну, для начала всем бы посоветовал книги Котлера, Келлера, Аакера – у них есть труды узкой направленности, например, про личностный брендинг, есть литература более фундаментальная, что-то вроде нашей классики – «Анны Карениной» или «Братьев Карамазовых».
Это «Маркетинг-менеджмент», «Построение сильных брендов». Кроме того, книгами не обойтись, пока они напишутся, пока выйдут в свет, пока переведутся – пройдет как минимум 2-3 года, а в маркетинге наступит уже новый век.
Эта область как никакая другая подвержена молниеносным изменениям. Чтобы быть в курсе последних тенденций, советую обязательно читать журналы – такие, как «International Journal of Advertising», «Journal of Consumer Behavior», «Journal of Marketing Communications», из наших – неплохие у Издательского дома «Гребенников».
Только читать всю переведенную литературу нужно с учетом особенностей российского бизнеса и менталитета, конечно, а то можно такого наворотить – сам черт ногу сломит.
Что касается интернет-маркетинга, как это не странно – моя книга единственная в своем роде (на данный момент) – остальная литература посвящена самому процессу, но не методам измерения его эффективности.
Разобраться в столь большом инструментарии Интернет рекламы и его особенностях не так уж просто, а когда речь идет о немалых рекламных бюджетах, погрешность может быть весьма ощутимой, и лучше на берегу распределить и сосредоточить свои "боевые возможности", чем сразу пускаться вплавь.
— Мы знаем, что вы активно путешествуете. В каких странах вы недавно были и что вам особенно запомнилось?
Очень понравилась Камбоджа. На удивление люди там крайне похожи на русских – по менталитету, но не цветом кожи и ростом, конечно же. Это место – на любителя, и уж совсем не для тех, кто ищет пляжного расслабленного отдыха.
В России республика Тува – самое красивое место на земле, хотя и весьма отдаленное от центра и со своими не всегда благоприятными особенностями, но в этом ее шарм. Может как раз притягательность культуры и природы повлияла на мой выбор – моя супруга тоже из Тувы, дома общаемся на 2 языках – русском и тувинском.
— Расскажите, кто стоял у истоков создания Newmann Bauer.
Могу только сказать, что люди эти живы и здоровы и работают по сей день – кто-то в этой компании, кто-то в чем-то другом. Все остальное – это наша общая маленькая тайна.
Ограничусь лишь тем, что Newmann Bauer – это группа компаний, которые будучи крайне динамичными и постоянно наращивающими свой потенциал и возможности, решили объединиться, чтобы предоставить клиенту еще больше качества и при этом уменьшить издержки.
— Вы предоставляете широкий спектр услуг. А есть "любимые" услуги?
Как говорится в бизнесе, самые любимые услуги – это те, которые приносят максимальный доход. Работая на b2b рынке, мы можем сказать, что это те услуги, которые приносят и максимальный доход нашим клиентам.
Мне, как исполнительному директору, очень сложно выделять что-нибудь одно. Все зависит от ситуации и от клиента. Заказчик доволен, я думаю – ах, вот она панацея! Проходит время, что-то еще принесло свои плоды, и влюбляюсь в другую услугу.
Вообще надо сказать, что универсальных методик нет, все хорошо вкупе – на Западе это называется интегрированным маркетинговым подходом – когда клиент получает выгоду от масштаба и совокупности разных активностей и коммуникаций.
Мы в компании постоянно перенимаем опыт зарубежных коллег – особенно тесно сотрудничаем в настоящее время с немцами и американцами. Недавно предложили нашим клиентам новую услугу – NB Complex – полное маркетинговое и техническое обслуживание бизнеса Клиента в Интернете.
— В чем заключаются "глобальные" отличия маркетинга в России и за рубежом (США и Европа)?
Мы отличаемся от Запада как по своему образу жизни и менталитету, так и по восприятию продукта – мы более трепетно относимся к товарам, как будто, что называется, покупаем их на всю жизнь.
К этому нас приучило советское прошлое, когда были деньги, но нельзя было ничего найти. Сейчас всего в избытке, но многое мы не можем себе позволить или можем – но очень редко. Это обусловлено тем, что мы и Запад сформировались в разных экономических условиях.
Когда я начинал заниматься бизнесом, никто в нашей стране и понятия не имел, что такое маркетинг, даже слова такого не знал. Этому нигде не учили. В эту сферу приходили все, кто так или иначе не нашел себе применение в своей университетской профессии – приходилось работать и с бывшими физиками, и с историками, и с филологами.
Кроме того, наш маркетинг страдает от русского менталитета. С одной стороны, русские рекламодатели сегодня еще не мыслят западными категориями – они хотят побольше и подешевле, не осознавая, что маркетинг – это долгий процесс, и от качества вложенных инвестиций зависит будущий размер прибыли.
Нашим соотечественникам хочется всего, сразу и хорошо, если по блату или на халяву. С другой стороны, мы все привыкли делать «на авось» – в основном, это нелюбовь русских к цифрам и предварительным прогнозам и просчетам. В своем бизнесе я стараюсь мыслить не только маркетинговыми категориями, но и национальными. Вот почему подход Newmann Bauer как раз менее маркетинговый, чем немецкий – согласитесь, вы поняли, о чем я.
— Как на ваш взгляд, Россия отстает от запада, если да, то по каким причинам и на какой промежуток времени?
По мнению наших американских коллег и партнеров, мы отстаем от США на 5-6 лет по уровню развития. Низкий уровень доверия граждан Интернету, отсутствие культуры безналичного расчета, слабая банковская система, бизнес-махинации – все это тормозит процесс развития.
— Вы запустили буквально на днях проект publicrate.ru. Что это такое? Зачем он нужен? Как пришла в голову идея создания?
Это система определения настроения Рунета. Мы создали словарь, с помощью которого можно оценить именно эмоциональную составляющую блогов и новостей в нашем Интернете.
Возьмем слово "болото". Если вглядеться, в нем нет ничего плохого, но в определенном контексте оно, согласитесь, создает довольно негативное впечатление. Никаким другим образом, кроме как "руками", подобные слова не разобрать.
Этот монументальный труд программистов и лингвистов. Однако должен признаться, Publicrate –это всего лишь начало будущих более крупных проектов. Пока не буду раскрывать все секреты. Поживем – увидим.
— Ваши пожелания и советы читателям и участникам портала TimesNet.
Всем посетителям такого замечательного проекта, как «TimesNet», я хотел бы пожелать всегда идти к своей цели – находить силы, время и желание. Не останавливайтесь на полпути.
Я всегда дочитываю начатую книгу до конца, даже если она мне не нравится, потому что уверен, что в нашей жизни мы многое теряем из-за поспешных выводов. Успехов в Ваших начинаниях, коллеги!
© Евгений Захаров, TimesNet.ru