ИТ-сообщество России все чаще волнует вопрос применения ПО в формате «услуги». На вопросы корреспондента портала отвечает эксперт, специализирующийся в этой области, Сергей Мехоношин, директор компании «SolverMate».
— Как вы оцениваете текущее состояние российского рынка SaaS?
Пока продолжается этап зарождения рынка. С каждым днем появляются новые решения для различных сфер применения, обкатываются методы предоставления услуг. Среди потребителей активный интерес проявляют в среде малого бизнеса и просто интерес в крупном бизнесе. Спрос пока в зачаточном состоянии, но это уже дело не далекого времени. Чем больше становится разработчиков/провайдеров решений – тем более просвященный в SaaS (Software as a service) становится потребитель и от этого выигрывают все.
— Что происходит на зарубежном рынке облачных решений?
Активное развитие платформ и других инструментов партнерства. Лидеры рынка дают доступ к своей клиентской базе разработчикам решений на базе их ПО и платформе (Force от SalesForce, Google Apps и др.) и тем самым решают 2 основные задачи: единая оплата для клиента за все используемое ПО (от нескольких разработчиков), решение любых задач автоматизации для клиента в рамках «единой» системы. Т.е. все для удобства клиента.
— В чем отличия развития SaaS решений в России и за рубежом?
В то с кем приходится конкурировать. В России основными конкурентами для SaaS решений, как это ни странно, являются свободное ПО. Главным образом все смотрят на цену, а не то что дают за эти деньги. У нас плохая культура расчета внутренних затрат в компаниях, они есть как бы только тогда когда платят другой компании, а то что сотрудники внутри компании бездарно или с низкой эффективностью тратят время не учитывается.
Другие затраты: на обслуживание сервера, электричество, поддержку пользователей – их как бы нет, их не видят за зарплатой сотрудников которые это делают сейчас, что оборудование не вечно и должно амортизироваться и т. д. Это заставляет SaaS разработчиков выпускать коробочные версии.
— Насколько российский SaaS-рынок отстает от мирового?
Первые SaaS сервисы на мировом рынке появились в 99-2000 годах, у нас же в 2006-2007. Но отставание в развитие на сегодня около 3 лет. Мы активно перенимаем опыт западных коллег и адаптируем его на российский рынок.
— Какие решения уже пользуются спросом за рубежом, но в нашей стране все еще не востребованы? Почему?
Это решения класса CRM и ERP. Главной проблемой является не доверие своих главных активов (с точки зрения российского бизнеса) своей клиентской базы и финансовых данных провайдерам приложений. Чтобы они начали доверять – необходимо сначала доказать что ты не передашь эти данные в третьи руки, на это нужно время.
Пока еще нет общего понимания что любому провайдеру/разработчику SaaS решений абсолютно не выгодно терять или передавать 3-им лицам такие данные – он сразу потеряет свой бизнес. Последние рейды силовых ведомств по российским дата-центрам и без того малое доверие только ухудшают. Поэтому пока активно интерес проявляют к решениям где нет критичных, опять же с точки зрения российского бизнеса, данных для бизнеса (финансы, база клиентов с контактами).
— Какие из существующих на мировом рынке решений могут быть интересны российским потребителям?
Где нет или не полны критичные данные, указанные выше: почтовые и другие коммуникационные сервисы, управление проектами, сервисы по взаимодействию с клиентами (максимально обезличенные, helpdesk системы).
— В чем специфика российского рынка SaaS-услуг?
Закон ФЗ-152. Компании больше доверяют когда все соглашения, договоры подписанный в бумажном виде. Пока еще мало качественных каналов связи. И обнаружившиеся буквально весной, проблемы внесудебного вмешательства силовых ведомств в деятельность интернет компаний и дата-центров.
— Каковы тенденции развития SaaS-решений (за рубежом и в России)? Почему рынок будет развиваться именно в этом направлении?
В России – рост функциональности продуктов. Опять же срабатывает правило – не делиться клиентами =). В мире – узкоспециализация сервисов и широкие возможности интеграции. Мы придерживаемся мирового тренда и вы это увидите в ближайшее время.
— Как будет меняться подход к обеспечению безопасности и защите данных потребителей облачных решений?
Общий подход уже сформирован, меняется если и будут только какие-то элементы (например: работа с цифровой подписью или использование новых средств идентификации). В России же сейчас все будут ориентироваться на закон ФЗ-152 и то как по нему будет классифицирована система.
— Какие решения будут востребованы в ближайшем будущем?
По российскому рынку: В перспективе год – сервисы почты, антивирусные и анти-спам решения, коммуникационные сервисы, информационно-справочные системы, системы по взаимодействию с клиентами. В перспективе 5 лет – различные финансовые системы, системы документооборота, и другие приложения критичные к данным.
— По возможности, приведите примеры наиболее интересных SaaS-проектов, которые являются знаковыми для развития рынка?
Для общемирового рынка знаковыми являются проекты SalesForce NetSuit – они пионеры рынка и одни из лидеров сейчас, наш проект будет таковым уже скоро.
— Динамика развития SaaS-рынка: вчера, сегодня и прогнозы на ближайшие 1-3-5 лет?
Где-то с 2004-2005 годов рынок рос в среднем на 50-70% в год, с началом кризиса у некоторых вендоров более чем 200% в год. Сейчас у конкретных вендоров показатель снова вернулся к 50-70%, но сам рынок продолжает расти сотни процентов в год за счет покрытия SaaS решениями все больше и больше областей. На российском рынке мы ожидаем такой всплеск к концу этого года.
Сергей, спасибо за уделенное время и ответы. Желаем развития вашей компании и рынку SaaS в России!
© TimesNet.ru