Проще всего – вложить деньги в криптовалюту, но это очень рискованно – курс биткойнов колеблется настолько, что трудно себе вообразить. Представьте себе: в 2008 году один биткойн стоил всего один цент. Всего через 5 лет в 2013 году его цена достигла уже 1 000 долларов США! Можно было так заработать! – скажете вы и будете отчасти правы (См. «Норвежский студент стал миллионером, купив биткоинов на $27»).

Почему отчасти? Осенью того же 2013 года стоимость биткойна рухнула с 1 000 до менее 400 долларов США.

Более надежны т. н. венчурные инвестиции, направленные на инфраструктуру криптовалюты. Русские миллиардеры Юрии Мильнер, инвестировавший в интернет-бизнес и разбогатевший на этом и Лев Левиев – основатель «ВКонтакте» в 2013 году вложили деньги в стартапы, связанные с биткойнами. Мильнер вложил в разработку бизнес-кошелька компании Харо миллионы евро. Левиев оказался скромнее, инвестировав всего 500 тысяч евро он в BlockTrail, отслеживающую транзакции в биткойнах.

Эти транзакции доступны, и каждый имеет возможность посмотреть, сколько биткойнов им уже добыто. Еще в 2011 г. наохоту за криптовалютой можно было отправляться с персонального компьютера, а в 2012 г. уже появились фермы с несколькими видеокартами. Сегодня используются дорогие чипы. Добычей биткойнов заняты десятки тысяч людей, не задумывающихся о том, что их действия не приносят ни малейшей пользы реальной экономике.

Несколько проектов с биткойнами, авторами которых стали бывшие россияне, были выбраны журналом Forbes.

Деньги из кода

В Питере, на территории заброшенного предприятия до мая 2014 года было невозможно находиться от 50-градуснойтропической жары. Столько странный феномен создали 18 ферм с видеокартами, круглосуточно добывающие биткойны. Бизнес организовали Георгий Басиладзе и Дмитрий Гуняшев. Аренда помещения вместе с устройством фермы обошлась в 2 миллиона рублей, а заработок ловкачей достиг 4 миллионов. Гуняшев рассказывал, что их площадка меньше всех, известных ему. Ему приходилось бывать в помещениях с 80 фермами. Но российские майнеры (охотники за биткойнами) неохотно работают в России, предпочитая Китай, где электроэнергия дешевле и выпускаются специальные чипы вместо устаревших видеокарт. Бизнесмен рассказал о причинах сворачивания охоты за биткойнами – дорогая электроэнергия, расходы на приобретение и содержание оборудования, подорожавшая аренда. Когда курс биткойна упал, бизнес стал убыточным.

Но у партнеров и в помыслах не было отказываться от операций с биткойнами. Партнеры хорошо дополняли друг друга: Гуняшев владел интернет-магазином электроники, разбирался в программировании и онлайн-продажах. Басиладзе трудился в финском инвестиционном банке Evli, неплохо ориентировался в IT-технологиях и банковском деле. Фермы были проданы, а деньги вложены в фирму, занимающуюся эквайрингом расчетов в биткойнах и их продажей в ЕС. В начале прошлого года Гуняшев перебрался с семьей в Лондон и основал компанию Cryptopay. Неожиданно трудно оказалось открыть банковский счет – банкиры не могли понять, чем именно намерены заниматься русские. Лишь спустя полгода удалось уговорить два некрупных банка.

Так в Королевстве открылся эквайринг-сервис для биткойнов, который скоро стал предлагать свои услуги в ЕС. Сегодня у них уже немало клиентов, в основном, магазины и рестораны. Каждый бизнесмен вправе принимать плату за свои услуги в биткойнах. На счет приходит уже обычная валюта – доллары, фунты или евро. Так снимается риск волатильности.

Используя мобильный телефон клиента, программа Cryptopay быстро конвертирует биткойны в привычную валюту и переводит деньги по назначению. За услугу клиенты платят 1% от суммы.

Большинство пользователей живут в Германии, Франции и Англии. А отношения с российскими клиентами пришлось прекратить – прокуратура РФ интересуется бизнесменами, принимающими биткойны.

У россиян уже появились конкуренты. В Лондоне работает американская Coinbase, и в ЕС тоже есть аналогичные компании, к примеру, шведская Safello. Компаньоны продали за 100 000 долларов 16% Cryptopay гонконгскому Seedcoin. Сегодня персонал компании составляет всего 5 человек, но, несмотря на удешевление биткойна, объем операций увеличивается, компания уже стала прибыльной. Основатели собираются вскоре привлечь в Cryptopay 500 тыс. долларов инвестиций.

Доминиканская биржа

Бесплатная национальная ОС ReactOS, по мнению координатора проекта А. Брагина, должна стать альтернативой Windows. Государство после неоднократных просьб финансировать этот проект денег так и не выделило, поэтому было решено заработать их иначе.

Коллектив ReactOS насчитывает 10 000 программистов из разных стран, работающих в свое свободное время без оплаты. Программист из России рассказал Брагину о криптовалюте. Тот заинтересовался, добыл один биткойн и решил больше этим не заниматься. Но колебания курса этой криптовалюты натолкнули Алексея на мысль о создании фьючерсных контрактов с этой валютой. Он не верил, что идеей заинтересуются биржи Нью-Йорка и Чикаго, поэтому одолжив 100 тысяч долларов, запустил площадку ICBIT, привлекая программистов отовсюду.

В основу создаваемой биржи положены принципы работы биржи в Москве, где А. Брагин в свое время занимался роботами для фьючерсов. Сама площадка зарегистрирована в Доминике, и в настоящее время там работает всего 8 сотрудников. Созданная биржа стала первой, торгующей производными инструментами, рассчитанными в биткойнах, фьючерсными контрактами биткойн-доллар. ICBIT активно пользуются 15 000 трейдеров, среди которых мелкие инвесторы и приватные лица.

Биржа также пользуется успехом у добытчиков биткойнов, которые хотят защититься от падения курса. Комиссия биржи – 0,0001 – 0,0003 биткойна с контракта. Площадка неожиданно оказался монополистом, поэтому доходы биржи быстро растут. Единственный конкурент – Bitcoinica недавно обвалился.

А. Брагин заявляет о приличной доходности, позволяющей рассчитывать на развитие. Занятые 100 тыс. долларов он возвратил еще в 2012 году, а сейчас ведет переговоры с британскими венчурными фондами на предмет инвестиций.

Управляющие биткойнами

В управлении А. Кириенко, А. Князева и В. Маслякова с 2007 г. был хедж-фонд Global Hedge, торгующий различными финансовыми инструментами. Небольшой фонд (8 млн. долларов) вскоре пришлось закрыть. Один из компаньонов признался, что заработали они на этом около полумиллиона евро.

В планах их было открыть брокерскую компанию на Мальте, которая была вскоре зарегистрирована. Программист Князев увлекся биткойнами и подробно отслеживал их курс, а он в то время снизился с 30 до 1 доллара, после чего опять отметился ростом. Спекулятивные возможности криптовалюты увлекли компаньонов, и они загорелись идеей создать фонд Bitcoin Fund в биткойнах.

Процедура открытия банковского счета затянулась. Долго банковский регулятор и сами банки не могли разобраться, что представляют собой биткойны, как их зарабатывать, обменивать и хранить. Чиновники не понимали, каким образом деньги можно хранить на флешках. С трудом препятствия все же удалось преодолеть, и в 2011 г. банк HSBC Bermuda все-таки открыл счет. Проблемой стала и биржа, где можно было купить биткойны. Князев вспоминает, что все существующие биржи были или частными фирмами, или личными счетами отдельных программистов.

Стратегия фонда не сложна – просто партнеры покупают биткойны. Один пай соответствует одному биткойну. За торговую прибыль платить не нужно. Существует оплата за управление активами – 1,75% в год и комиссия за операции – 0,5%.

Компаньоны говорят, что вложили в покупку немало личных средств. Кроме этого, участие приняли хедж-фонды, мелкие компании, некоторые банки, наименования которых держатся в тайне. Один биткойн стоил 13 – 50 долларов США. В лучшие времена фонд владел 94 000 биткойнами на 100 млн. долларов. Фонд стал абсолютным рекордсменом по доходу в процентах – 6 400%. Как только биткойны поднялись до $1 000, они тут же были проданы, и фонд «похудел» до 12 000 биткойнов. За счет заработанных денег капитал фонда вырос до 18 млн. долларов.

Успех объяснялся также финансовым опытом компаньонов. Так, банкротства биржи Mt. Gox удалось не допустить только потому, что биткойны не находились на биржевой площадке.

Князев рассказал также о попытках хакеров взломать кошелек фонда. Были разработаны несколько степеней защиты, а биткойны хранились в разных странах. Например, защита не позволяла оперировать из одной географической точки – нужно было присутствовать одновременно в двух местах.

Но рынок не позволяет расслабляться – уже сейчас появились серьезные компании, которые составляют конкуренцию фонду. Недавно, например, анонсирован биткойн-фонд на NASDAQ. Но партнеры оптимистически настроены, о чем свидетельствует то, что часть их накоплений оставлены в фонде. Уверенность в хорошей перспективе бизнеса основана на том, что криптовалюта стала часто использоваться в расчетах, а предполагаемый потенциал роста биткойна если не в 1 000%, то как минимум в 500%.

© Старецкая Елена, TimesNet.ru