Про ЧПУ-адреса было опубликовано уже много статей. Здесь я поделюсь своим подходом работы, который использую в том числе для блога devaka.ru. Возможно, эти принципы помогут и вам найти оптимальные решения при проектировании своих сайтов/блогов или их ведении.

5 основных принципов ЧПУ от Devaka

1. Логичная структура адреса
Представим, что документы сайты это объекты, которые можно раскидать по каким-то группам. Если всё это нарисовать в Mind Map, то получим примерно следующее:
http://devaka.ru/images/1828t.png
Группам я предпочитаю выделять первую секцию чпу, а все что ниже – вторую, но не дальше. Получается следующая иерархическая схема:
http://devaka.ru/images/1829t.png
Обратите внимание, что чпу статей не зависит от категорий – мы можем переносить статью из одной категории в другую без какого-либо влияния на seo.
Несколько примеров
http://bakalov.info/reklama-v-liftax-dl … ya-pf.html
Плюсы такого формата в том, что нет лишних префиксов и адрес можно сделать очень коротким. Минусы в том, что по ЧПУ мы не знаем, в какой раздел мы сейчас перейдем, только расширение .html может давать подсказку, что это статья. Поисковику тоже будет сложно выделить разделы.
Группируя объекты, легко потом отслеживать свойства каждого из них (что-то вроде предварительной сегментации для аналитики). Например, так я наблюдаю, какой из разделов получает больше всего поискового трафика и в каких пропорциях он распределяется:
http://devaka.ru/images/1830.png

http://siteclinic.ru/blog/case/kak-my-v … krutku-pf/
http://seoprofy.ua/blog/sobytiya/zapis-dokladov-nazapad
Тут уже видно, что это блог и даже видно, какая категория. В аналитике можно удобно отслеживать трафик на разные категории. Однако, при переносе статьи из одной категории в другую могут возникнуть проблемы. Плюс, /case/ или /sobytiya/ здесь избыточная информация для пользователя.
Одно время я перегруппировывал статьи на блоге, например, все гостевые поместил в отдельную категорию, чтобы их удобно было находить: /category/guest/, при этом, статьи оставили свои прежние адреса, поэтому группировка у меня заняла несколько минут. А представьте, у вас на сайте есть разделы, подразделы и под-подразделы! ЧПУ в таком случае может оказаться очень длинным и неудобным, а перегруппировка материалов принести большие проблемы.

2. Короткие ЧПУ
Как вы заметили выше, некоторые адреса очень длинные. Длинные адреса не только неудобны, но и иногда раздражают, когда ты пытаешься ими поделиться с другом и они занимают пол экрана в чате :)
Пример длинного ЧПУ
http://www.sembook.ru/book/optimizatsiy … -i-google/
Представьте, я захочу его продиктовать клиенту, а тот набрать у себя на мобильном телефоне :) А если эту ссылку вставлять на форуме, то она автоматом будет обрезаться до такого вида:
http://devaka.ru/images/1831.png
Некоторые форумы имеют баги и обрезают не только текст ссылки, но и её адрес, что приводит к появлению битых ссылок.
Я использую короткие варианты, даже если заголовки очень длинные, прописывая ЧПУ вручную для каждой новой статьи. Например:
— “Как выглядит естественная ссылка”
/articles/natural-links
— “Что заставляет посетителей покинуть ваш сайт? Обзор самых распространенных ошибок”
/articles/website-failures
— “Как юзабилити помогает SEO. 5 простых способов повысить поисковый трафик и продажи”
/articles/usability-for-seo
— “Белый кейс: Увеличение трафика строительного сайта в 12 раз за 4 месяца без использования биржевых ссылок”
/articles/traffic-case
Принцип формирования адреса здесь использую такой: если всю суть статьи можно уместить в одно слово, то использую его, если нельзя, то ищу минимальное количество слов для описания. При этом, использую английский язык вместо транслитерации.
Кстати, на некоторых контентных сайтах вы можете найти два и более вариантов/шаблонов формирования ЧПУ (пример), что говорит о наличии нескольких редакторов, каждый из которых использует свой подход, а общая редакторская политика проекта не регламентирует этот вопрос.

3. Дефис как разделитель слов
Для набора дефиса нужно нажать одну клавишу клавиатуры, для знака подчеркивания – две. Также мне дефис больше импонирует в сочетании с существующими на блоге адресами :)
/articles/usability-for-seo больше нравится, чем /articles/usability_for_seo
Хотя это вопрос вкуса и, например, Википедия использует подчеркивание для разделителей слов.
http://devaka.ru/images/1832.png

4. Кириллица в ЧПУ для редких случаев
На этом блоге кириллицу в ЧПУ я не использую, но на некоторых сайтах это вполне оправдано, особенно если они касаютя определений терминов. Единственная проблема с кириллическими ЧПУ – копирование и вставка в некоторых браузерах дают очень длинные и непонятные вещи:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8 … E%F1%F2%E8
Не рекомендую использовать кириллицу для описания категорий или в неудобной смеси с английским. Зацените такой урл:
https://ru.wix.com/support/html5/оптими … -сайта-wix

5. Цифра года для уникализации адреса
Иногда приходится публиковать материалы, актуальные лишь в этом году или месяце. Например, ежегодная конференция, ежемесячный дайджест или обновление тИЦ. Чтобы сделать ЧПУ уникальным, я добавляю цифру года:
http://devaka.ru/articles/trends-2015
http://devaka.ru/articles/seo-salary-2015
http://devaka.ru/articles/google-factors-2014
http://devaka.ru/articles/allintopconf-2013
Если этого не делать, то придется на следующий год придумывать новый ЧПУ, добавлять к нему ненужную цифру или выкручиваться обрезанием, как это делают на сёрче:
http://www.searchengines.ru/seoblog/otk … g_rif.html
http://www.searchengines.ru/seoblog/v_s … _kaza.html
Ну и на последок, есть вещи, о которых стоит подумать заранее, а есть те, которые сразу не предусмотришь. Например, опираясь на здравый смысл, сразу желательно решить, ставить слеш в конце или нет, использовать расширение .html или обойтись без него? Нюансы возникают лишь при добавлении материалов.
Расскажите в комментариях, каких принципов ЧПУ придерживаетесь вы и почему?

http://devaka.ru/articles/optimal-urls