http://gazetasriblo.com.ua/assets/images/Art_jivopis/kyidgi.jpg
Январь подарил миру создателя прекрасных полотен, которые не только вызывают восхищение, но и призывают задуматься о красоте каждого мгновения и вдохновляющей силе окружающего мира. В первом месяце 1842г. родился Архип Иванович Куинджи, жизнь и творчество которого стали ярким примером, подтверждающим наказ Библии «стучите, и вам отверзнется». Появившись на свет в семье бедного сапожника-грека на окраине Мариуполя, мальчик провёл детство в тревогах и тяжёлом труде. Рано осиротев, он вынужден был выживать, выпасая гусей, работая на строительстве церкви, помогая хлеботорговцу и занимаясь ретушированием фотографий. Страсть к живописи проявилась у Архипа в раннем детстве, когда он пытался рисовать в любую свободную минуту и на чём придется, будь-то забор, стена или клочок бумаги.

Это увлечение привело его в Феодосию, где жил и творил сам Иван Константинович Айвазовский. Увидев его произведения впервые, Куинджи был поражён — картины словно светились изнутри. Потрясающая игра цветов и света, мощное дыхание морской стихии и динамичная композиция полотен настолько впечатлили начинающего художника, что он твёрдо решил учиться искусству рисования. Архип провёл у великого мариниста несколько месяцев, а затем отправился поступать в Петербургскую художественную академию.

Трудны были первые шаги к воплощению мечты освоить технику изображения и создать свой неповторимый стиль. Художественная подготовка оказалась недостаточной для поступления в академию, и две попытки сдать вступительные экзамены не увенчались успехом. Но мир живописи манил Куинджи настолько сильно, что он ни за что не хотел сдаваться.

В 1868 г. на академической выставке появляется потрясающая картина «Татарская сакля», написанная неудачливым абитуриентом, и необычная манера письма и сюжетной композиции полотна производят должный эффект: Архипа принимают вольным слушателем в Академию художеств. Атмосфера творческой жизни захватывает его, он окружён талантливыми людьми, знакомится с И. Репиным, В. Васнецовым, вдохновителем движения передвижников И.Крамским. Молодому художнику открывается реалистичность и поэтическая красота пейзажей Саврасова, эпичность образов на полотнах Шишкина, воспевающих богатство и мощь русской природы, эмоциональная насыщенность и драматичность картин Васильева. Куинджи ищет свой путь в искусстве, выражая своё собственное тонкое восприятие красоты.

С 1870 г. передовые русские художники-реалисты объединяются, чтобы бороться против пережитков крепостничества, несправедливостью самодержавия. Так возникает «Товарищество передвижных художественных выставок», которое руководствуется демократическими принципами и методом критического реализма. Их творчество пронизано идеей правдиво отражать жизнь и историю народа, красоту родной природы. Картины передвижников отличались своей одухотворённостью и психологизмом. Безусловно, Куинджи не мог остаться в стороне.

В 1972 г. он пишет «Осеннюю распутицу», которая сейчас находится в Русском музее (Санкт-Петербург). Мрачный и холодный осенний день, лужи на размытой дороге, трогательная одинокая фигура женщины с ребёнком, с огромным трудом пробирающейся через глыбы мокрой земли — картина вызывает ощущение безысходности и одиночества. Странно но у современных её созерцателей не возникает ощущения, что полотно было написано много лет назад, в давно минувшую эпоху.

Скалистые гранитные берега и почти непроходимые лесные чащи Валаама, одного из самых больших островов Ладожского озера, очень живописны, и именно там художник проводит лето 1872 года. Впечатлённый очарованием тех мест, он создаёт картины «Ладожское озеро» (Русский музей) и «На острове Валаам» (Третьяковская галерея в Москве). Глядя на эти полотна, невольно вспоминаешь сюжеты «Калевалы»*, ощущаешь самобытность и очарование северной природы. Представленные на выставке 1873 года, «валаамские пейзажи» принесли Куинджи признание его особенного таланта и популярность.

В том же году он выставляет в Вене «Вид на остров Валаам», а в Обществе поощрения художеств «Снег», за который в 1874 г. получает бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне.

Жизненный опыт художника, полёт его фантазии и страстное желание воплотить своё видение окружающего мира вдохновляют Куинджи на поиски новых путей в творчестве. В 1874 году появляется очередной его шедевр — «Забытая деревня». Это полотно исполнено трагизмом жизни людей в пореформенной России, болью за Богом и властями забытых простых смертных. Картина вызвала бурю эмоций, ведь она ошеломляла своей острой социальной направленностью. Сейчас она находится в экспозиции Третьяковской галереи, и, несмотря на то, что написана была давно, остаётся актуальной. Заброшенными деревнями усеяна не только Россия, но и другие государства, ранее входившие в состав СССР. В сёлах Украины в наши дни тоже редко встретишь детей или подростков: в родных местах у них нет перспективы устроить жизнь. Молодёжь покидает свои дома и уезжает искать счастья в мегаполисах.

Художника манит родина, и в следующем году он пишет «Чумацкий тракт в Мариуполе», а также «Степь в цвету» и «Степь вечером». К сожалению, неизвестно, где находятся эти картины сейчас. Предполагают, что они были вывезены из страны и проданы частным коллекционерам. Эти две картины наполнены солнечным светом, они знаменуют новый этап в творчестве Куинджи. Стремясь к совершенствованию художественной техники, он предпринимает ряд путешествий в страны Европы, где знакомится с методами изобразительного искусства выдающихся живописцев. Яркие впечатления и появляющаяся уверенность в собственных силах переполняют художника, и на Пятой передвижной выставке он выставляет «Украинскую ночь», ныне экспонируемой в Третьяковской галерее.

Следующие годы Архип Куинджи отдаёт созданию прекрасных полотен, воспевающих прелесть природы. Наибольшим успехом пользуется его «Берёзовая роща», за созерцанием которой многие люди проводили часы. Ослепительная яркость лучей солнца, пронизывающих кроны и отражаемых стволами берёз, наполняла выставочный зал светом, а души — радостью. Это полотно было не так давно продано на лондонском аукционе Сотби за 3,1 миллиона долларов.

Огромная очередь желающих посетить необычную выставку выстроилась на Большой Морской (сейчас ул.Герцена) в Петербурге в 1880 году — там демонстрировался единственный экспонат, «Лунная ночь на Днепре», обретшая легендарную славу. Она была продана прямо в мастерской художника, ещё пахнущая свежей краской, а её обладателем стал великий князь Константин. Сейчас полотно находится в Русском музее.

Архип Куинджи был чрезвычайно популярен, за ним буквально охотились коллекционеры и ценители живописи, желая приобрести очередное творение мастера за любые деньги. И это не случайно, ведь пейзажи Куинджи не спутаешь с другими полотнами: они сразу же привлекают внимание игрой света, будь то мерцание лунной дорожки, облако, пронизанное лучами закатного солнца, или блики, скользящие по листве деревьев. Реалистичность полотен вызывает ощущение, что видишь картинки природы вживую.

Благодаря своему таланту, настойчивости и трудолюбию, сын бедного сапожника, фамилия которого переводится с татарского как «ювелирных дел мастер», сумел действительно достичь высот ювелирного искусства в живописи и получил признание и славу.

*«Калевала» — карело-финский эпос о подвигах и приключениях фантазийных героев сказочной страны Калева. Он был составлен из народных песен (рун) Э. Лёнротом и издан в 1835 и 1849 году.


http://gazetasriblo.com.ua/kollekczione … a-kuindzhi