Эта двадцатидолларовая золотая монета с необычной судьбой стала самой красивой из всех когда-либо отчеканенных в США. Её история уходит корнями во времена калифорнийской Золотой лихорадки 1848 года, когда «солнечный металл» был обнаружен в прииске Саттерз Милл. В то время традиционно выпускались десятидолларовые монеты, получившие название «Орлов», так как на их реверсе была изображена эта благородная птица в полёте. После открытия нового источника золота Конгресс США в феврале 1849 года принял решение о выпуске новых монет из драгоценного металла номиналом двадцать долларов и весом в два раза превышающим прежние (теперь уже «Двойной орёл»). Автором эскизов был талантливый Джеймс Бартон Лонгакр. Изначально существовало два варианта оформления, но один из них бесследно исчез. И в марте 1850 года была отчеканена первая партия этих монет по оставшемуся эскизу, хотя дата выпуска на ней осталась неизменённой (1849 г.). Такие «Двойные орлы» выпускались и циркулировали до 1907 года, но президент Теодор Рузвельт принимает решение заменить их новыми золотыми монетами, которые бы не только воплощали принципы построения демократического государства, но и стали бы новым эталоном красоты и изящества в создании денег.
Вдохновлённый творчеством знаменитого американского скульптора Огастеса Сент-Годенса, чьи работы вызывали восхищение своим реализмом и одухотворённостью, Рузвельт поручает разработать новое оформление двадцатидолларовой золотой монеты именно ему. Доверие к этому мастеру, признанному всей страной, президент испытывал уже давно, и не только потому, что великолепные скульптуры Сент-Годенса увековечили славу героев гражданской войны, идеи равенства и свободы, красоты и духовной наполненности человеческой жизни. Этих двух выдающихся людей связывали как деловые, так и тёплые дружеские отношения. Огастес был создателем памятной медали в честь инаугурации Теодора в 1905 году. Он активно трудился над новыми работами, которые украсили парки, площади и музеи Америки, а также самые известные художественные галереи мира — музей Орсэ в Париже, Национальную галерею портретной живописи в Лондоне и многочисленные музеи искусства в других странах. Скульптор берётся за создание дизайна нового «Двойного орла», понимая, что эта работа, возможно, станет его «лебединой песней», ведь ещё в 1900 году он узнал, что болен раком.
Рузвельт и Сент-Годенс восхищаются своеобразием чеканки монет в Древней Греции, изяществом и гениальностью их художественного оформления. Они решают привнести лучшие традиции этого искусства в создание новой монеты для своей страны. На аверсе изображена Статуя Свободы в полный рост. В её левой руке — ветвь оливкового дерева, символизирующая мир и согласие, а в правой— факел, являющийся олицетворением торжества добра и справедливости. «Леди Свобода» изображена на фоне восходящего солнца, а за фалдами её платья виден край здания Капитолия. Сорок шесть звёзд по количеству штатов, входящих на то время в состав государства, размещены вокруг величественной скульптуры. Дата выпуска этого шедевра нумизматики отчеканена справа римскими цифрами. На реверсе монеты запечатлен летящий орёл. Освещённый лучами солнца, этот традиционный символ Америки воплощает идею свободы выбора и силы духа. Над ним полукругом расположена надпись «UNITED STATES OF AMERICA» («Соединённые Штаты Америки»), а под ней указан номинал — «TWENTY DОLLARS» («двадцать долларов»). По краю Сент-Годенс разместил девиз «E PLURIBUS UNUM» («единение многих»). Президент и скульптор считали неуместным делать надпись «IN GOD WE TRUST» («Веруем в бога»), поскольку такие деньги могли быть использованы в публичных домах или в игорных залах, а это противоречило принципам порядочности и морали. Столь традиционного для Америки кредо, неизменно присутствовавшем на всех американских деньгах, выпущенных в течение предыдущих ста лет, не было сделано на первой партии «Двойных орлов». Но в 1908 году члены Конгресса США настояли на необходимости такого дополнения к дизайну, и впоследствии монеты чеканились с этой надписью, расположенной на реверсе полукругом над восходящим солнцем. К сожалению, Сент-Годенс не увидел своего творения — он ушёл из жизни в 1907 году до того, как оно появились на свет. По замыслу автора дизайна качество изображения деталей должно было быть очень высоким, и первая партия была именно такой. Около двадцати золотых шедевров диаметром 34 мм были изготовлены Монетным двором. Большинство из них сейчас находятся в частных коллекциях. Позднее в том же году появились точно так же оформленные монеты, которые отличались лишь своим диаметром (27 мм). Известны всего два таких «Двойных орла», сохранившиеся до нашего времени, и они бережно хранятся в Смитсоновском институте*.
Поскольку процесс чеканки был слишком сложным для массового производства, Главный гравёр Монетного двора США Чарльз Барбер настоял на необходимости дальнейшего выпуска «Двойных орлов» с менее рельефным изображением. Поэтому следующий третий тираж насчитывал примерно 12 тысяч экземпляров диаметром 34мм, на которых фигуры и надписи были выполнены в менее высоком качестве.
В том же 1907 году появилась и самая распространённая версия «Двойных орлов», на которой дата выпуска чеканилась уже не римскими, а арабскими цифрами. Они были введены в обращение и производились до 1933 года фактически без изменений в дизайне, за исключением того, что с 1912 года на аверсе появились ещё две звезды. Правда, с 1916 по 1920 год эти монеты не выпускались, а во время самого серьёзного экономического кризиса за всю историю Соединенных Штатов в 1929-1933 гг. они не выходили в обращение, а сберегались как часть золотого запаса государства.
После Первой мировой войны соотношение финансовых сил в Европе и Америке изменилось, и экономическая ситуация была опасно нестабильной, так как отдельные владельцы больших партий золота действовали в своих интересах. Эти процессы сильно отразились на золотом запасе США, что повлекло банковский кризис: финансовые учреждения не осуществляли никаких операций с 6-го по 9-е марта 1933 г. И тогда президент Соединённых Штатов Америки, двоюродный брат Теодора Рузвельта, Франклин Делано Рузвельт принимает объективно обоснованное стратегическое решение, чтобы предотвратить полный крах финансовой системы. Он издаёт указ об отмене золотого стандарта и свободного обращения золотых монет, вследствие чего владение монетами из золота становится незаконным. Все циркулирующие золотые деньги подлежали изъятию у населения. Сейчас «Двойные орлы» крайне редки, а сохранились они благодаря тому, что значительное их количество находилось в банках Франции и Швейцарии, а также в частных коллекциях. Не все они были возвращены на родину и в наше время стоят от 10 тысяч до нескольких миллионов долларов.
В 1933 году уже были отчеканены около полумиллиона «Сент-Годенсов», которые так и не вышли в обращение, поскольку их переплавили, а два экземпляра были переданы в Нумизматическую ассоциацию Соединённых Штатов. Только эти две монеты должны были остаться как уникальные шедевры в истории американской нумизматики. Однако, некоторые «Двойные орлы» (около двадцати экземпляров, как известно на данном этапе) были украдены. Предполагают, что к этому были причастны кассир Монетного двора Джордж МакКанн и подпольный торговец ювелирными изделиями из Филадельфии Израэль Свитт. Девять монет оказались в незаконном владении частных коллекционеров, которые сберегали их до тех пор, пока Секретная служба США не начала поиск утраченных ценностей в 1944 году. Семь «Двойных орлов» были возвращены федеральным агентам и переданы государству, а одна монета оставалась в частном владении до 1952 года.
Ещё один шедевр нумизматики в 1944 году был приобретен правителем Египта Фаруком, который был страстным коллекционером. Чтобы соблюсти слово закона, его министры обратились к Казначейству США с просьбой о выдаче экспортной лицензии на монету. Это произошло буквально за считанные дни до обнаружения кражи, и документ был выдан. Когда стал известен факт похищения, Фарук по дипломатическим каналам получил бумагу, в которой содержалась просьба вернуть его «Двойного орла» Соединённым Штатам, но этому помешала Вторая мировая война. После свержения египетского правителя его коллекция продавалась с молотка. Власти США настаивали на возврате монеты, но она внезапно исчезла. Только через сорок лет этот «Двойной орёл» появился вновь. Он был обнаружен во время ареста Стефана Фентона в Нью-Йорке, который впоследствии доказывал своё право на владение этой ценностью в суде. Слушание проходило в 2001 году, и его результатом стало возвращение монеты в Америку. Она хранилась во Всемирном торговом центре, а в июле того же года была передана в Форт Нокс. Через два неполных месяца произошла трагедия 11-го сентября, и центр был разрушен. Уцелевшая по воле судьбы монета ушла с аукциона Сотби в июле 2002 г. более чем за семь с половиной миллионов долларов США.
В августе 2005г. Секретная служба обнаружила ещё десять похищенных «Двойных орлов», которые находились в собственности Джоан Лэнгборд. Монетный двор подтвердил их подлинность, и монеты были переданы на хранение в Форт Нокс. Однако, их прежняя владелица настаивает на том, что унаследовала эту ценность от отца законным путём, и продолжает заниматься судебным иском о возврате монет ей. Интересно, что её интересы представляет тот же поверенный, который ранее помогал Фентону.
В 2004 г. Монетный двор Национальной ассоциации коллекционеров (NCM) якобы с одобрения властей Северных Марианских островов выпустил точные копии «Двойных орлов» 1933 года. Отличие монет от оригиналов состояло в том, что на реверсе под девизом американской нации была отчеканена печать подвластной США территории. Это вызвало недовольство американских властей, так как на монетах не было указано, что они являются копиями. Поэтому повторный тираж вышел с изменённым дизайном: на изображении орла появилась надпись «COPY» («копия»). Большинство таких «Двойных орлов» находятся у коллекционеров, хотя до сих пор продолжаются споры об их легальности.
Интерес к «Сент-Годенсам» в наше время продолжает расти, и многие коллекционеры мечтают пополнить свои собрания таким раритетом. Поэтому в начале 2009 г. Монетный двор Соединённых Штатов предоставит всем желающим шанс приобрести вновь отчеканенные золотые «Двойные орлы». Одним из наиболее нашумевших событий в мире нумизматики прошлого года стала презентация гипсового слепка будущего «Сент-Годенса» номиналом 20 долларов на Международной ярмарке денег, организованной Американской нумизматической ассоциацией. Открытие грандиозного шоу денег состоялось 30 июля 2008г. в Балтиморе, а главную роль в этой феерии сыграл директор Монетного двора США Эд Мой. Выставка новых достижений американских чеканщиков произвела колоссальное впечатление, так как на ней был представлен слепок будущего шедевра— знаменитого «Двойного орла». Одна унция золота (24 карата), превращённая в истинное произведение искусства благодаря новым технологиям в чеканке и стараниям искусных мастеров, несомненно, станет желанной для большинства нумизматов. Такие коллекционные монеты будут в два раза толще, чем другие американские золотые монеты того же веса, поскольку это требуется для создания рельефа высочайшего качества. Обновлённые «Сент-Годенсы» будут выпущены в продажу в начале года, и приобрести их можно будет только в 2009 году. Ограничения тиража не планируются, а стоимость будет зависеть от мировой цены на золото. По мнению американских нумизматов, появление новых «Двойных орлов» даст повод сделать удачные инвестиции, поскольку со временем такие шедевры войдут в историю, ведь они снова появятся в период мирового кризиса, и безусловно переживут его, если им удастся в этот раз увидеть свет.
*Смитсоновский институт — одно из старейших научно-исследовательских и культурных учреждений США, основанное в 1846г. на средства учёного Дж. Смитсона в Вашингтоне. В его состав входят астрофизическая обсерватория, Национальный зоологический парк, Национальный музей и галерея художественного творчества и другие заведения.