Последнее время ходит много разговоров о замене американского доллара на Амеро. Идея не нова и часто возникает в рамках обсуждения интеграционных процессов между Канадой, США и Мексикой. Эти страны давно ищут пути создания объединения подобного Евросоюзу, валютой которого и должен стать Амеро. Непредсказуемость судьбы старого доброго американского доллара при введении новой валюты периодически вызывает лёгкую панику во всём мире. Однако дальше дискуссий дело пока не сдвинулось и вряд ли в условиях мирового кризиса, капитально наехавшего на США, продвинется. Имея под своим контролем эмиссионный центр главной, а по сути единственной мировой резервной валюты, глупо от него отказываться в пользу денег на троих. Сделать же Амеро мировой резервной валютой после отказа от доллара будет крайне нелегко даже для такой супер влиятельной страны как США.
Много лет весь мир живёт под долларовым гипнозом, и вся мировая экономика зависит от красиво напечатанных портретов американских президентов. Однако доллар сегодня — это не совсем деньги, вернее совсем не деньги. Это долговое обязательство США, и не более того.
Так было не всегда. Столетиями люди жили под знаком золота. Оно, как абсолютно ликвидный товар стало деньгами ещё две с половиной тысячи лет назад и вместе со своим вечным спутником серебром пережило расцвет и падение многих империй, оставаясь всегда главным мерилом богатства и власти.
Свой официальный статус мировых денег золото получило на Парижской конференции 1867 года, где были юридически оформлены единые правила использования золота как денежного товара. Согласно этим правилам, платёжным средством являлись золотые монеты и бумажные деньги, свободно обменивавшиеся на золото по твёрдому курсу. Период золотого стандарта стал временем фантастического подъёма промышленного производства и мировой торговли. Если взять объём мировой торговли в 1850 году за 100%, то в 1880 году он уже составлял 370%, а в 1913 — 1000%. Мировым лидером была Великобритания, валюта которой обеспечивала 80% расчетов в международной торговле, поэтому золотой стандарт до 1913 года называли стерлинговым стандартом.
Начало первой мировой войны стало концом золотой эры. Необходимость финансирования военных расходов привела к безудержной эмиссии бумажных денег и окончательной дестабилизации золотомонетного стандарта. Во Франции денежная масса за время войны увеличилась в три раза, при этом военные расходы превысили 250 миллиардов золотых франков. Положение других стран Европы было не лучше. Это привело к тому, что после войны распределение золотых запасов в мире коренным образом изменилось в пользу Соединённых Штатов, наименее пострадавших в этой войне.
Послевоенное восстановление экономики и стремление к валютной стабилизации вынуждали вновь принять золотой стандарт. В период с 1924 по 1928 годы европейские страны возвращаются к нему в виде так называемого золотослиткового. По правилам, юридически оформленным на Генуэзской конференции в 1922 году, валюты таких стран как Франция, Великобритания, Бельгия и и др. имели гарантированное золотое содержание, но обменивались на золото не в любом количестве, как раньше, а на золотые слитки весом в 12,4 килограмма. В других странах, потерпевших поражение в войне, а также колониально зависимых, был введен так называемый золотодивизный стандарт, основанный на золоте и валютах ведущих стран мира. Время с 1922 по 1928 год можно назвать периодом относительной стабилизации мировой валютной системы.
1929 год стал переломным для всей мировой экономической системы, в том числе и валютной. Начался крупнейший в мировой истории экономический кризис, в результате которого произошла трансформация экономической системы от рыночной, саморегулирующейся, к государственно регулируемой рыночной экономике. Для новой системы мирового хозяйства необходима была и новая модель валютного регулирования. Она была разработана известным английским экономистом, финансистом и политическим деятелем Дж. М. Кейнсом и принята в 1944 году, с серьёзными дополнениями под влиянием США. Основным отличием новой системы стало то, что теперь конвертация любой валюты в золото осуществлялась не напрямую, а через американский доллар. Таким образом, американский доллар окончательно победил в отдельно взятом мире. Победа была достаточно убедительной, поскольку США принадлежало 75% золотовалютных резервов мира, а главному конкуренту за мировое лидерство, Великобритании, всего 4%. В послевоенные годы доллар как самая узнаваемая и уважаемая валюта начинает триумфальное шествие по всему миру. Авторитет США растёт, американские банки и корпорации процветают, но не всё так сладко. Вместе с увеличением денежной массы катастрофически растёт и дефицит торгового баланса США. В начале 70-х годов золотой запас США значительно снизился, и 15 января 1971 года Ричард Никсон объявил о прекращении обмена доллара на золото и введение чрезвычайных мер, направленных на спасение американской валюты.
В январе 1976 года в городе Кингстон (Ямайка) был подписан договор, ставший четвёртой мировой валюной системой. Кингстонский (Ямайский) договор вступил в силу 1 апреля 1978 года, завершив тысячелетний период золотых денег. С этого момента золото официально стало просто товаром, хотя и стратегическим. Введен был также плавающий курс всех валют и признана возможность создания резервов в любой валюте. Но доллар сохранил свои доминирующие позиции в международных расчетах до наших дней.
С тех пор многое изменилось. Золото за 30 лет подорожало с 35 до 1000 долларов за тройскую унцию*, хотя логичнее сказать, что это доллар значительно подешевел за это время. Огромная масса эмиссионных денег, стимулировавшая процесс роста мировой экономики, оказалась большим дутым пузырём, который и надувать дальше страшно, и спустить ещё страшней. Украина как часть мировой экономики оказалась там же, где и все. Сегодняшние попытки преодолеть кризис путём вливаний денег пока никому особо не помогли. Но Украина — не США. Что американцу плохо, нам совсем… Вряд ли можно расшевелить украинскую экономику вливаниями денег. Разговоры о больших государственных деньгах приводят только к перевозбуждению чиновников, связанных с распределением средств. Жизнь подсказывает, что большая часть этих денег будет посеяна в различных кабинетах без всякой пользы для экономики страны. Примером могут служить миллиарды рефинансирования, впрыснутые в кровь нашей экономики как лекарство, а на поверку оказавшиеся наркотиком раздельного действия. Кайф получают одни, а долгим похмельем страдают многие.
Дармовые деньги не спасут нашу экономику. Основной инвестиционный потенциал для Украины и её спасение находится в банковских ячейках и под подушками граждан страны. Необходимо только обеспечить максимальные преференции именно их инвестициям, а не страдать по поводу отсутствия иностранных и государственных. Причём стимулировать их приток в экономику необходимо не только через коммерческие банки, гораздо важнее прямые инвестиции в производство. Для этого очень важно всячески поощрять предпринимательскую деятельность людей, создавая для них максимально благоприятные условия. Но люди станут вкладывать свои деньги только тогда, когда поверят, что бизнес для власти — это приоритет, как кормилец в семье, а не дойная корова, которую кормят обещаниями и выдаивают до костного мозга. А вот когда эти деньги начнут работать, тогда можно подумать и о дополнительном стимулировании за счёт государственных средств, потому что будет кому их давать.
И тогда гривна с портретами великих людей Украины станет уважаемой как необходимый элемент для развития страны и её процветания. А золотые и серебряные деньги сохранятся в коллекциях нумизматов как память о тех временах, когда эти два благородных металла были основными символами богатства и власти.