http://goldenfront.ru/media/article_images/image001_568.jpg.500x300_q85.jpg
В 1974 году Нельсон Банкер Хант (Nelson Bunker Hunt) получил приз от королевы Елизаветы после победы одного из своих чистокровных скакунов.

Во вторник (21.10) в Далласе умер Нельсон Банкер Хант, простой техасский нефтяной магнат, который владел тысячей лошадей, водил старый «кадиллак» и однажды попытался монополизировать мировой рынок серебра… но лишь потерял большую часть своего состояния, когда цена упала. Ему было 88.

Как сообщает Dallas Morning News, его смерти в доме престарелых предшествовал долгий период лечения от рака и слабоумия.

«Миллиард долларов - это уже не то, что раньше, - сказал он в 1980 году, когда серебряные ставки, накопленные им вместе с братьями Гербертом и Ламаром, рухнули с $50.35 до $10.80 за унцию. Не прошло и двух месяцев, как стоимость их фондов и контрактов на покупку, которые в совокупности составляли от трети до половины мирового предложения золота, упала с $7 млрд стоимости в январе до $1.7 млрд убытка в марте.

Ханты были не в состоянии обслужить огромные требования гарантийных депозитов, что поставило финансовые рынки и брокерские дома под угрозу краха и побудило вмешаться федеральные регулирующие органы и банки страны. Была открыта кредитная линия на $1 млрд, и эта финансовая помощь спасла систему от паники, а Хантов от краха.

Нельсон Банкер Хант (справа) и его брат Вильям Герберт Хант (William Herbert Hunt) (в центре) в 1980 году перед комиссией палаты представителей, расследовавшей их попытку монополизировать рынок серебра, и их адвокат Иван Ирвин мл. (Ivan Irwin Jr.)

Но для Банкера Ханта (он использовал своё среднее имя) и его брата - отпрысков одного из богатейших кланов мира - взлёт и падение закончились годами судебных разбирательств, гражданских сборов, штрафов, претензий о возмещении ущерба и процедур банкротства. На это ушли их обширные владения: недвижимость, нефть, газ, скот, уголь, конюшни породистых лошадей и другие активы. Тем не менее, они сумели спасти миллионы и не подверглись уголовному преследованию.

Понесли убытки и многие другие - спекулянты, купившие металл и фьючерсные контракты и не сбросившие их вовремя, и обычные люди, которые продавали изделия из серебра, ювелирные украшения и подсвечники, чтобы нажиться на взлёте цены серебра. Были введены новые правила, ограничивающие торги, изобилие серебра на открытом рынке усилило панику, что вызвало обвал цены.

Банкер Хант, добродушный чудак весом в 125 кило, внешне немного напоминал актёра Берла Айвза (Burl Ives). В 1960-х и 1970-х годах он был одним из богатейших людей мира и стоил, по оценкам, $16 млрд. У него было пять братьев и сестёр, наследников нефтяного миллиардера Г. Л. Ханта, имевшего 15 детей от трёх женщин и умершего в 1974 году. Вместе с братьями и сёстрами Банкер управлял ошеломляющим семейным состоянием, величина которого публично не оглашалась.

В дни расцвета Банкер Хант владел 2 млн гектаров пастбищных угодий в Австралии, 1,000 чистокровных лошадей на разных фермах, от Ирландии до Новой Зеландии, 3.2 млн гектаров нефтяных полей в Ливии, шельфовыми скважинами на Филиппинах и в Мексике, империей небоскрёбов, скотоводческими ранчо, долей в добывающей отрасли и другими активами. Его обиталищем были провинциальный особняк во французском стиле в предместье Далласа и ранчо площадью 800 гектаров в 50 км от города.

Его часто сравнивали с Джеттом Ринком (Jett Rink),антигероем «Гиганта» Эдны Фербер (Edna Ferber) или коварным Дж. Р. Эвингом (J. R. Ewing) из длинного телесериала CBS «Даллас». Он был некурящим трезвенником, а обаятельный и беспечный образ ему создавали его обычаи: дешёвые костюмы, потрёпанный кадиллак, перелёты в эконом-классе, забегаловки с бургерами и пыльные скотные дворы с шумной толпой наёмных работников.

Он был христианином-евангелистом, близким к преподобным Джерри Фалуэллу (Jerry Falwell) и Пату Робертсону (Pat Robertson), и поддерживал правых политиков и течения, включая Общество Джона Берча. Он ненавидел федеральное правительство, предостерегал о международных коммунистических заговорах, извергал антисемитизм, совершал сделки с королевской семьёй Саудов и субсидировал экспедиции по спасению Титаника и поискам Ноева ковчега.

Разгромленные после серебряного фиаско и других потерь в сферах нефти и недвижимости, г-н Хант и его братья взяли кредиты, чтобы расплатиться с долгами, затем продали часть собственности, чтобы выплатить кредиты, и объявили о банкротстве целого ряда семейных компаний, включая Placid Oil Company, алмаз в короне финансовой империи Хантов. В конце концов она была продана, вместе с домами, землёй, конюшнями, антиквариатом и другими сокровищами.

В итоге судебного разбирательства федеральный суд в Манхэттене в 1988 году постановил, что Хант вступил в сговор с другими лицами в мошенническом проекте, имеющем целью монополизировать серебряный рынок, и вынес постановление о компенсации убытков на сумму $130 млн перуанскому торговому концерну. Банкер и Герберт были признаны виновными, тогда как роль Ламара, владельца футбольной команды Kansas City Chiefs, была признана не столь значительной.

Кредиторы наступали, Ханты стремительно теряли деньги и объявили дефолт по $1.5 млрд кредитов. Они согласились выплатить Комиссии по срочной торговле $90 млн налоговой задолженности за 15 лет и по $10 млн штрафов с каждого, закрывшей для них торги. В 1989 году Банкер вышел из банкротства с активами от $5 до $10 млн и долгами, простиравшимися до горизонта.

Но, умело обращаясь с судами и доверительными фондами, используя встречные иски и внесудебные соглашения с целью выиграть время и облегчить ущерб, Ханты долгие годы продолжали вести дела как обычно: Банкер вёл нефтяные изыскания за границей, участвовал в гонках и держал небольшие конюшни породистых лошадей; Герберт проводил сделки с недвижимостью; Ламар занимался своими спортивными проектами.

Банкер, также как его браться и сёстры, по-прежнему имел миллионы в доверительных фондах, основанных его отцом. В 2001 году Форбс сообщил, что хотя Банкер уже давно не фигурирует в списке самых богатых американцев, недавно он купил 80 скаковых лошадей за $2.5 млн, и что кобылица Хаттисберг, купленная за $20,000, выиграла $357,000.

«На самом деле мне ничего не известно, - сказал он. - Я просто пытаюсь выиграть некоторые гонки».

Нельсон Банкер Хант родился 22.02.1926 в Эль-Дорадо, штат Арканзас, и был одним из семи детей Гарольдсона Лафайетта Ханта мл. (Haroldson Lafayette Hunt Jr.) и Лиды БанкерХант (Lyda Bunker Hunt). Одна из девочек умерла в младенчестве. К 1935 году Г. Л. Хант уже разбогател на нефти и создал доверительные фонды для Банкера и двух его сестёр, Маргарет и Кэролайн, и трёх братьев, Вильяма Герберта, Ламара и Гарольдсона III, известного как Хасси - он был недееспособным из-за психического заболевания.

Только через многие годы они обнаружили, что у их отца было ещё две семьи: по четверо детей от Рут Рэй (Ruth Ray) и Фрэнии Тай (Frania Tye). После всех междоусобных интриг все получили доверительные фонды, и некоторые получили наследство согласно завещанию патриарха.

Когда Банкеру было 12, семья переехала в Даллас. Он учился в Техасском университете, поступил на флот во время Второй мировой войны, и после списания на берег учился в Южном методистском университете. Некоторое время он вместе с отцом и братьями занимался нефтяным бизнесом, затем начал вести свой собственный бизнес с крупным рогатым скотом, лошадьми и нефтью. Он успел сделать $5 млрд в Ливии до того, как полковник Муаммар Каддафи национализировал нефтяные поля.

В 1951 году он женился на Кэролайн Льюис (Caroline Lewis), которая его пережила. Его пережили также его брат Вильям Герберт Хант и сестра Кэролайн Роуз Хант. (Ламар Хант умер в 2006 году, Хасси Хант в 2005-м, а Маргарет Хант Хилл в 2007.) После него остались сын Хьюстон, дочери Эллен Хант Флауэрс (Ellen Hunt Flowers), Мэри Хант Хаддлстон (Mary Hunt Huddleston) и Бетси Хант Кернс (Betsy Hunt Curnes), 14 внуков и 13 правнуков.

В 1970-х годах цены на нефть росли, с ними росло семейное богатство - но и инфляция тоже. Ханты настаивали, что их погоня за серебром была просто мерой защиты от инфляции. Основная часть запасов была куплена с маржей или за счёт заёмных средств.

В середине января 1980 года они владели (или контролировали) таким огромным количеством серебра, что получали $100 млн бумажной прибыли на каждый $1 прироста цены.

Затем пузырь лопнул.

Когда рынок обрушился и семье пришлось вкладывать миллиарды в залоговое обеспечение, старшая сестра, Маргарет, чей голос был решающим на семейных советах, потребовала от Банкера ответа - что он намеревался сделать?

«Я просто хотел немного заработать», - ответил он.

http://goldenfront.ru/articles/view/ume … -1980-goda