Один человек любил вскрывать почтовые конверты. А может, и не любил. Но он работал в отделе писем бостонской газеты (это в США), поэтому вскрывать конверты — была его работа. Звали этого человека Карло Понци.
Дело было в 1919 г. В то время на территории 60 стран (в числе которых, кстати, была и Россия) ходили так называемые почтовые купоны. Такой купон вкладывался в письмо, и человек, получивший его, не тратился на почтовые марки, чтобы отправить ответ, а обменивал купон как раз на то количество марок, какое требовалось, чтобы его ответ дошел обратно. Таким способом можно было оплатить и почтовые расходы по доставке товара, заказ на который находился в письме. Многие европейские покупатели именно так приобретали американские товары. Система исправно работала с 1906 по 1913 гг. Но началась Первая мировая война, и курс европейских валют по отношению к доллару упал. При этом стоимость купона, согласно «Почтовому соглашению» 1906 г., продолжала оставаться неизменной во всех странах.
В результате сложилась ситуация, когда купон, купленный во Франции за сумму, эквивалентную (по обменному курсу) одному центу, можно было обменять в США на марки стоимостью 5–6 центов. Один оборот купона через Атлантику мог дать 500% дохода.
Рассматривая купон, выпавший из очередного письма, присланного в газету, Карло Понци пришел к выводу, что трансконтинентальная спекуляция на курсах купона может принести огромную прибыль. Чтобы найти денег для начала операций, Карло рассказал о своей задумке друзьям и родственникам, а те рассказали своим друзьям и родственникам. Идея выглядела столь многообещающе, что вложиться в почтовые спекуляции Понци захотели все. В зарегистрированную им компанию «Securities Exchange Company» (SEC) за несколько дней люди принесли десятки тысяч долларов.
Возможно, именно в этот момент Карло понял, что идея с купонами была не столь уж блестящей. Расходы на покупку, перевозку, многократный обмен валют и купонов потребовали бы слишком много времени и съели бы большую часть прибыли. Да и почтовые ведомства разных стран не согласятся пустить в оборот неограниченное количество купонов. Поэтому Понци сменил курс. Постоянный приток свежих денег позволял ему из новых поступлений выплачивать прибыль «старым» вкладчикам. Причем эти старые вкладчики полученные ими деньги не уносили с собой, а тут же опять отдавали Карло. Тем более что он сформулировал вполне понятные и очень привлекательные условия. Каждому вкладчику гарантировалась прибыль 50% за 90 дней. Собственно, была построена классическая финансовая пирамида. Это была первая крупная пирамида в мире.
Весной 1920 г. ежедневный приток денег достигал $250 тыс. У компании появились офисы в полудюжине городов Америки. По некоторым оценкам, до начала лета Понци смог привлечь $15–20 млн.
И вот тут-то с ним сыграло злую шутку отсутствие опыта предшественников. Сегодня любой строитель пирамид знает, что в этом деле главное — вовремя смыться. А Понци не побеспокоился о путях отхода. Правда, играл он красиво. Когда журналистское расследование, проведенное газетой «Бостон Пост», показало, что во всем мире нет столько купонов, чтобы обеспечить обороты компании SEC, в ее офис пришли многие вкладчики и потребовали вернуть их деньги. Карло лично поговорил с каждым и вернул все до цента. После чего публично объявил, что его бизнес давно перерос рамки спекуляций с купонами, и сейчас у него несколько новых, очень прибыльных проектов. Это позволило продержаться Понци еще несколько месяцев. А потом он сел в тюрьму на 5 лет.
Часто можно услышать, что от аферы Карло Понци пострадали 40 млн вкладчиков, которые потеряли $15 млн. Скорее всего, число реально пострадавших — в тысячу раз меньше. Ведь если верить упомянутым цифрам, то получается, что каждый вкладчик потерял в среднем 37 центов. Согласитесь, это не серьезно.
Комментарий от редакции
План, изначально составленный Карло Понци (спекуляция с купонами), не несет в себе ничего мошеннического. Более того, и сегодня многие участники фондовых и товарных рынков играют на разнице цен на один ресурс на разных площадках. Это называется арбитраж. Если, например, на Токийской и Тайваньской биржах установилась разная цена на одни и те же акции, то ничто не мешает арбитражеру купить бумаги там, а продать здесь. Правда, доход от таких операций редко бывает очень высоким.
wwwbogache.ru