Начинающие биржевые игроки в процессе обучения обязательно выслушивают историю о японском торговце рисом, много лет назад придумавшем, как предсказывать цены на рис с помощью графика из «свечек». Когда слушаешь этот рассказ, обычно представляешь себе такую картину: у амбара, заваленного мешками с рисом, сидит старичок в выцветшем шелковом халате и чертит палочкой на песочке одному ему понятные загогулины. Эдакая азиатская смесь Архимеда и Диогена. На самом же деле все было совсем не так пасторально.
Мунехиса Хомма* вовсе не был «торговцем рисом». Правильнее называть его биржевым спекулянтом или финансовым воротилой. По большей части он торговал ценными бумагами — расписками на поставку риса (фактически — товарными фьючерсами), и сидел наш герой не у двери амбара, а в роскошном кабинете, обставленном по последнему слову японской офисной моды XVIII века.
Мунехиса Хомма родился в 1724 г. в портовом городе Саката, что в 600 км от Осаки, где в те времена работала первая в Японии рисовая биржа. Причем торги на ней шли не только рисом, но и так называемыми рисовыми купонами. Каждый купон был распиской на поставку риса будущего урожая, иногда на несколько лет вперед. Такие расписки выдавали крупные феодалы, которым срочно требовались наличные. Скупив много купонов, можно было безумно разбогатеть в случае роста цен либо много потерять на падении. Каждый купон мог много раз переходить из рук в руки. А цена его менялась в зависимости от ожиданий рынка. Сегодня именно так осуществляются спекуляции на фьючерсах.
В 1750 г. Мунехиса взял на себя управление весьма немалым семейным капиталом. В то время в его родном городе Саката тоже появилась рисовая биржа. Мунехиса несколько лет торговал на ней, но потом перенес свою деятельность в Осаку. Любопытно, что сам он не стал переезжать в биржевую столицу, а остался на исторической родине. Чтобы следить за торгами в Осаке и совершать сделки в режиме реального времени, наш герой создал собственную линию оптического телеграфа (хотя такого понятия тогда еще не существовало). На линии между Осакой и Сакатой дежурила сотня сигнальщиков, которые по эстафете с помощью флагов передавали информацию о торгах и распоряжения на совершение сделок. Эффективность работы Мунехиса Хомма была такова, что в один из периодов он заключил 100 успешных сделок подряд. Позже его пригласили работать правительственным экономическим советником и ему был пожалован почетный титул самурая.
Впрочем, прежде чем включиться в игры с рисом, Мунехиса изучил динамику роста цен на него за много лет и попытался понять причины взлетов и падений. В ходе этого анализа и родились «японские свечи». Каждая свеча отображает на графике изменение цены за какой-то отрезок времени. Свеча состоит из тела и фитиля (тени). Тень обозначает максимум и минимум цены в ходе торгов, а границы тела отображают цену открытия и закрытия.
Если за рассматриваемый отрезок времени цена выросла, то тело свечи белое, если цена упала, свеча — черная**. Свечи оказались очень удобным способом построения графика цен. Каждая из них отображает сразу четыре показателя, тогда как отрезки обычного графика — всего один. К тому же график из свечей может подсказывать поведение цены в будущем. Более-менее точные предсказания можно ждать от определенных сочетаний свечей — «вечерняя звезда», «падающая звезда» и т. д. Но и отдельная свеча может многое поведать пытливому уму. Например, если у свечи большое тело и маленькие тени, то это говорит о силе движения (роста или снижения цены). Но если на графике возникают свечи с маленькими телами и длинными тенями, то можно ждать смены тренда.
Некоторые историки считают, что японские свечи существовали до Мунехиса Хомма. Но несомненно то, что именно он научился с их помощью предсказывать рынок. В 1755 г. Мунехиса издал первый в мире учебник по техническому анализу. Написан он был в стихах и назывался «Сан-ен Кинсен Хороку», что можно перевести как «Фонтан из золота — рассказ трех обезьян о деньгах». Впрочем, встречается и довольно глупый вариант перевода: «Конфиденциальные финансовые документы трех обезьян». В этой книге описаны многие приемы, которыми для прогнозирования рынка пользуются и сегодня. Например, именно оттуда растут «голова-плечи» и другие фигуры графического анализа. Кроме того, именно в «Рассказе трех обезьян» впервые прозвучало: «Рынок, который повысился, должен в конце концов упасть, а рынок, который упал, в конце концов поднимется». Правда, сегодня говорят короче: «Деревья не растут до небес».
wwwbogache.ru