Данная статья, надеемся, поможет вам избежать распространенных ошибок, которые допускают, составляя маркетинговый план. После прочтения вы научитесь избегать их.

Для опытных предпринимателей вещи, которые мы затронем в статье, могут показаться вполне обыденными, и даже банальными. Так и есть – ведь материал предназначен не для акул бизнеса, и опытных маркетологов, а для новичков на ниве бизнеса, которым предстоит составить свой первый маркетинговый план.

Если говорить о хорошем маркетинговом плане, то тут, пожалуй, лучше всего подойдет сравнение с планом сражения – это, в первую очередь, ориентир и основа для ваших текущих и будущих действий. Он должен быть достаточно гибким, ведь рынок меняется очень быстро, и вы должны будете постоянно корректировать те или иные моменты в плане, в соответствии с новыми условиями.

Маркетинговый план должен быть настолько простым, насколько это возможно. Известнейший маркетолог Джей Конрад полагает, что эффективный маркетинговый план может состоять всего из 7 (!) предложений. Это, конечно, уже высший пилотаж, и вам вряд ли удастся на начальном этапе вложиться в семь предложений. Самый лучший маркетинг должен представлять собой идеальное синергетическое сочетание тактики и стратегии.

Советы

Ниже мы приведем несколько практических рекомендаций – что делать нужно, а чего лучше избегать при составлении маркетингового плана.

1. Всегда думайте о своей нише. Это очень просто. Ведь ошибка, которая может угробить любой маркетинговый план – это отсутствие четкого представления о своей целевой аудитории. И говорить о своих потенциальных клиентах «все взрослые люди», мягко говоря, неразумно. Если, конечно, вы не владелец компании «Майкрософт» (кстати, совсем не факт, что они рассматривают как целевую аудиторию все население планеты).

Думайте только в пределах своей ниши – «молодежь от 15 лет, увлекающаяся компьютерными играми», «домохозяйки, которые часто совершают покупки в Интернет-магазинах». Помните, что главная задача маркетинга – привлечь клиентов. И это не творчество, не вирус, не ажиотаж, а именно заинтересованность и привлечение клиентов. Выясните, кто может быть для вас идеальным клиентом, и примените все доступные вам средства, чтобы заинтересовать его. И четко представляйте результаты.

2. Думайте цифрами. Маркетинг – это математика. А математика, как известно – это цифры. Так что придется считать. Постоянно. Надо рассчитать все – сколько стоит для вас каждый клиент, сколько вы тратите на то или иное мероприятие, сколько надо реализовать товара, чтобы окупить затраты. Или сколько товара покупает у вас каждый клиент в среднем за год (два, десять).

Какой доход приносит предприятию каждый постоянный покупатель? Все это – важнейшая составляющая маркетинга. И для креатива тут место, конечно, есть, но большую часть времени занимает рутинная работа. Запомните, что вы должны просчитать все. То, что просчитать или измерить невозможно – не существует. Это касается и отношения к вам клиентов. Оно измеряется количеством продаж.

3. Не слишком увлекайтесь креативом. Креатив – это хорошо. Но значение его иногда сильно преувеличивается. Маркетинг – это не шоу-бизнес. Это трезвый и холодный расчет и много, много рутинной работы. В свое время, компания Pets.com прямо фонтанировала креативом. Реклама по телевидению была неподражаема. И где сегодня Pets.com? Ее не существует. Как ни печально.

А, к примеру, еВау, процветает. Почему? Есть идея, есть стратегия. Безусловно, есть и креатив. Но его панацеей в данной компании не считают, а просто знают, что делать для постоянного привлечения потока клиентов. Поэтому не увлекайтесь креативом. Он не всемогущ. И не определяет успех.

4. Реклама – только небольшая часть маркетинга. Возможно, у вас могло сложиться ошибочное мнение, что маркетинг – это одна сплошная рекламная компания. Это не так. Реклама, безусловно, «двигатель торговли», но маркетинг – это гораздо более широкое понятие.

Маркетинговый план предусматривает не только способы реализации вашей продукции, но и то, как вы поведете себя с клиентом после покупки товара, действия вашей службы поддержки, какова внутренняя культура на вашем предприятии, наконец. И это только малая часть того, из чего состоит маркетинг в целом.

5. Думайте о клиентах, которые есть у вас сейчас. Это лучший путь для развития и роста. Люди уже купили ваш продукт. Подсчитано, что для того, чтобы привлечь нового покупателя, нужно потратить в шесть раз больше средств, чем для того, чтобы удержать постоянного клиента. Помните об этом.

В любом деле планирование занимает важнейшую часть. И все происходит, в первую очередь, в уме человека. И если вы сможете составить грамотный маркетинговый план, который соответствует всем требованиям рынка, то вы получите огромное преимущество перед конкурентами.

© Лебедев Олег, TimesNet.ru