Вирусы способны не только разрушать, иногда они способны принести немалую пользу. Удивлены? Да, компьютерные вирусы убивают софт, воруют секретные данные. Их биологические «собратья» периодически сокращают население планеты.

А маркетинговые вирусы в это время… помогают зарабатывать деньги. Хотя в «кривых» руках маркетинговый вирус может навредить так, что результату позавидует любой хакер и ужаснется микробиолог. Итак, о вирусном маркетинге – что в нем хорошего и наоборот.

Потребитель – король рынка. Чтобы ему угодить и привлечь внимание, предприниматели лезут из кожи вон – рекламные ролики, PR-статьи в Сети, скидки, акции. Здесь можно выделить два типа организаций – монополисты, и хитрецы, которые таинственным способом убеждают потребителя стать носителем рекламы для их товаров и услуг.

Так уж исторически сложилось, что вирусный маркетинг не получил повсеместного признания среди маркетологов. Подобные мероприятия практически никогда не включают в маркетинг-план, и не делают на них ставку. Причин можно найти достаточно, но факт остается фактом – вирусный маркетинг не слишком популярен. Вопреки расхожему мнению, маркетинговые вирусы вполне себе прилично живут вне сети Интернет. Скажем больше – они появились задолго до ИТ – технологий, и успешно работали. Суть их очень проста – сделать так, чтобы клиент сам рекомендовал ваш товар другим людям.

И как тут не вспомнить печальный опыт некоторых компаний – «возьмем денег, дадим клиентам, и пусть они нас рекламируют». Последствия – черное пятно на репутации компании и мгновенно распространяющиеся слухи о нечестной работе с клиентами. Хитрые маркетологи придумали директ-маркетинг. Суть такова, что человеку отсылают в одном конверте несколько купонов на скидку, или приглашений на распродажу, и тем самым как бы ненавязчиво подталкивают человека к тому, чтобы он поделился вторым образцом с другом. Название у таких купонов вполне соответствует предназначению – «передай дальше».

Некоторые практикующие юристы, бухгалтера, или консультанты рассылают таким образом визитки. Отдельное внимание нужно уделить письму – оно должно мягко и ненавязчиво дать понять получателю, что второй экземпляр может принести пользу его друзьям. Категоричность и агрессивность тут недопустима.

Некоторые компании практикуют своего рода подкуп – «привел друга – тебе подарок». Но такого рода акции под силу только крупным и уже успешным компаниям. Что делают умные маркетологи в наше время? Правильно, осваивают безграничные просторы Интернета.

В Сети можно очень легко и с минимальными затратами создать и раскрутить любой виртуальный магазин или офис. Вирусный маркетинг – прекрасный инструмент для достижения этих целей. Не так уж и давно электронная почта была привилегией американских ВУЗов, школ, и военных. Только избранные сотрудники могли радоваться общению в Сети. Но два человека, создавшие компанию HotMail.com – Сабир Бхатия и Джек Смит, подарили человечеству первую бесплатную электронную почту.

И практически всех клиентов компания получила не благодаря рекламной компании – 18 миллионов человек на ресурс привела маленькая строчка в конце каждого электронного письма. Она гласила – «бесплатная электронная почта на Hotmail com». Вот вам и яркий пример блестяще сработанного маркетингового вируса. Итак, бесплатная почта, бесплатный софт, книги, музыка – все это есть в Сети. Но где же меркантильный интерес дарующего?

Все, как всегда, достаточно просто. Прибыль приносит скрытая или явная реклама, которая содержится в «подарке». Например, со смешной открыткой от друга в ваш ящик попадает ссылочка, ведущая в магазин. На красивых обоях на рабочий стол стоит логотип студии-создателя. Примеров тысячи, и большинство из них вы и сами встречали. И, возможно даже не задумывались, что имеете дело с самым настоящим проявлением вирусного маркетинга.

А чем же вирусный маркетинг может навредить? Приведем несколько примеров: Компания IKEA как-то неплохо подпортила себе репутацию, предложив жителям Сан-Франциско скидку за то, что они разошлют новость об открытии магазина нескольким друзьям. Результат – куча жалоб и поспешное свертывание рекламной кампании.

Или компания Fogdog, которая торгует в Сети спортивным снаряжением. Маркетологи комапнии запустили новую акцию – «Выдели друга». Суть заключалась в том, что посетитель сайта должен был указать несколько электронных адресов своих друзей, на которые компания планировала высылать купоны на скидку. Негодованию постоянных клиентов не было предела – ведь компания продемонстрировала откровенно корыстные мотивы. За что и поплатилась.

Так что вирусный маркетинг, как видно из всего вышесказанного – отличный способ продвижения, но он требует серьезного подхода и тщательного планирования.

© Лебедев Олег, TimesNet.ru