е секрет, что родителем фарфора является Китай. И получен этот вид керамики был в далеком 620 г. Способ его изготовления более тысячи лет хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Беттгеру удалось получить европейский фарфор. Попытки открыть секрет восточного фарфора продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдаленно напоминавшие фарфор и все же более близкие к стеклу.

Фарфор Медичи

В 1575 году по воле великого герцога тосканского Франческо I ди Медичи устраивается мануфактура мягкого фарфора в знаменитых флорентийских садах Боболи. Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был прозрачным благодаря белой глине. Сохранилось примерно 50 аутентичных вещей - тарелок, блюд, подносов, полевых и паломнических фляг, ваз, умывальников и кувшинов. Декорированы они либо стилизованными цветками по образцу персидской керамики, либо ветками и позаимствованными из итальянской керамики гротесками с птицами. Мануфактура действовала до первой четверти XVII века включительно. Марка на фарфоре Медичи – «F» и над ним купол флорентийского собора – синего цвета.

В истории фарфорового производства фарфор Медичи только эпизод. За ним последовали другие – в Англии (Дуайт и Франсис Плейс, оба во второй половине XVII в.) и во Франции (Руан и Сен-Клу). Стимулировал эти непрекращающиеся поиски со времени начала XVII века – значительно более сильный ввоз дальневосточного фарфора. Вплоть до начала XVIII века все попытки создания оригинального китайского фарфора остаются безуспешными.

http://gazetasriblo.com.ua/assets/images/raznoe/farfor_history.jpg
В 1745 году фарфоровая мануфактура была основана во Франции, в Венсенне. Мануфактура называлась «Королевская мануфактура французского фарфора». Венсеннский и потом севрский фарфор был мягкий. В декоре главное внимание направлялось на краски фона.

Фабрикой выпускались обеденные, кофейные, чайные и шоколадные сервизы, чайные коробочки и табакерки, чашки, настольные украшения и корзинки для фруктов, шкатулки для драгоценностей и швейные баночки, умывальные приборы, чернильницы, корпусы часов, вазы и подсвечники.

Эффект замечательных красочных фонов фарфора усиливался посредством позолоты и разноцветной росписи.

Примерно до 1770 года росписи фарфоровой посуды во Франции выдержаны в духе чистого рококо, затем постепенно начинает проявляться новый стиль – классицизм (иначе называемый «Луи XVI»), который во время царствования Людовика XVI подчинил себе все отрасли художественного производства, распространившись далее по всей Европе.

Фарфор в Российской империи

В литературе по-разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России.

Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре I - большом его ценителе. В 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

Первая же мануфактура была основана только в 1744 году императрицей Елизаветой. После всех упомянутых ранее неудач, оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный – организовать поисковую систематическую научно-технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.

В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами, М. В. Ломоносовым и Р. Райзером, по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан «в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства». Обучался Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда «славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы» и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания «бергмейстера».

С царской мануфактурой состязался качеством товаров частный фарфоровый завод англичанина Френсиса Гарднера, основанный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он переходит во владение М. С. Кузнецова. Завод располагал весьма обширной продукцией, в том числе изготовленной и для двора. Выпускалась столовая посуда с росписью преимущественно серо-зеленым и светло-зеленым тоном в различном сочетании с красным или светло-желтым.


http://gazetasriblo.com.ua/kollekczione … ya-farfora