Старая бабушкина привычка – класть деньги в чайник, сахарницу или масленку – в последние годы приобретает новое метафорическое звучание: инвестиции в антикварную посуду уберегут ваши финансы не только от воров, но и от инфляции, принося стабильный средний доход 20% годовых, а в некоторых случаях гарантируя и 100%-ный прирост.

Если вы решили коллекционировать фарфоровую посуду, вазы, изделия из стекла, прежде всего решите, какой эпохе и какому направлению отдать предпочтение. Выбор зависит от того, каким первоначальным капиталом вы располагаете. Если он невелик, остановите внимание на фарфоровых кофейных чашках – традиционных или лепных, их стоимость не превышает пока 100 долл. за штуку, но, отыскав экземпляр в хорошем состоянии, вы получите 10-12% годовых. Тем, кто может себе позволить тратить на каждый предмет коллекции около 500-1000 долл., подойдут изделия из русского цветного стекла Дятьковского, Бахметьевского, Орловского заводов, недорогие предметы из широко известного мейсенского фарфора. Для более крупных инвесторов открывается рынок отечественных сервизов XIX века (от 3000 долл.), тарелок с видами Гатчины и пейзажами (от 10 000 долл.), наконец, военных тарелок (100 000 долл.), лучших образцов китайских (от 150 000 долл.) и русских фарфоровых ваз, стоимость которых может доходить до нескольких миллионов долларов.

Потенциал роста каждого предмета находится в прямой зависимости от суммы, которую вы за него отдали. Она в свою очередь будет зависеть от сохранности вещи, ее исторической и культурной ценности.

Хрупкость посуды и трудности с ее реставрацией накладывают определенный отпечаток на правила коллекционирования: не следует, например, надеяться собрать полностью большой сервиз – что-то из него все равно окажется утерянным, это существенно снизит ценность вашего собрания. Поэтому лучше всего с самого начала формировать коллекцию по другому принципу: например, собирать посуду определенной эпохи или завода.

Не следует также забывать о том, что не все старые изделия, даже фарфоровые, будут цениться (в отношении посуды это наиболее стойкий стереотип): предметы, некогда выпущенные большим тиражом, доступные любому, – плохое инвестиционное средство. Во-первых, велика вероятность, что вещиц, подобных вашей, сохранилось много, во-вторых, «конвейерная» посуда обычно отличается низким качеством. Возраст вообще не является определяющим фактором при оценке фарфоровых изделий – главным здесь является эпоха и завод или мастер-производитель. Так, например, советский агитационный фарфор, расписанный известными художниками, сегодня может стоить несколько десятков тысяч долларов, тогда как чашки и блюдца конца XIX – начала XX века за редким исключением оцениваются в 50-100 долл.

Атрибуция (процедура, позволяющая определить автора и время создания исследуемого предмета). «Поддельные фарфоровые и стеклянные изделия, посуда довольно просто распознаются экспертами. Исключение составляют в основном китайские вазы. Это связано с тем, что в Китае всегда процветала традиция копирования древних образцов фарфорового искусства – нередко можно встретить вазы с клеймом XV века, созданные на самом деле в XVII и даже в XIX веках. Разумеется, эти вещи также являются антикварными, но ценность их, а часто и качество намного ниже, чем подлинно старинных», – предупреждает эксперт Владимир Кусков.

Подобные проблемы возникают у начинающих коллекционеров с посудой и статуэтками из Тюрингии, они чрезвычайно похожи на мейсенские, даже клеймом, но ценятся значительно меньше – в первую очередь потому, что производились позже и были скорее подражанием, нежели собственно интересными предметами. Кроме того, сегодня нередко можно обнаружить тюрингский фарфор, с которого удалили старое клеймо, поставив поддельное мейсенское, однако опытных экспертов это не введет в заблуждение. Именно поэтому на первых этапах лучше всего обращаться к ним за помощью.


http://gazetasriblo.com.ua/kollekczione … -o-farfore