Вероятно, подобные мероприятия не проводились бы и дальше, если бы не мощный катализатор — банкротство авиакомпании «АэроСвит». Произошедшее с одним из флагманов отрасли заставило других украинских авиаперевозчиков задуматься и попытаться извлечь уроки. В том числе из того, к чему могут привести корпоративные конфликты.

На одном из круглых столов глава Наблюдательного совета «АэроСвита» Григорий Гуртовой сообщил, что 2007 г. стал последним прибыльным для авиакомпании. Впоследствии она ежегодно теряла деньги в разных объемах.

После таких слов возникает резонный вопрос: куда смотрели акционеры? Почему они ничего не предпринимали для изменения ситуации в своей компании, тем более что вовсю бушевал мировой кризис? Вот и тут начинается самое интересное.
Три с половиной года (с ноября 2009 г. по середину 2012 г.) «АэроСвиту» не удавалось провести ни одного из 55-ти запланированных общих собраний акционеров. Причина — отсутствие необходимого кворума в 60% владельцев акций. Когда же 56-я попытка наконец-то оказалась успешной, то было уже поздно.

27,41% акций авиакомпании (суммарно) принадлежат ООО «ГенАвиаИнвест» и «Hurst Overseas Ltd.» (обе контролируются Виктором Пинчуком). 22,4% акций владеет государство в лице Фонда госимущества (ФГИ). Именно эти два крупнейших акционера «АэроСвита» и срывали проведение общих собраний, не давая возможности принять решения, направленные на стабилизацию финансового положения авиакомпании.

«ГенАвиаИнвест» тогда мотивировала отказ от участия в собраниях акционеров необходимостью разрешения всех судебных споров о праве собственности на акции «АэроСвита», ФГИ в лице главы Александр Рябченко — необходимостью урегулирования с частными акционерами всех вопросов, касающихся будущего компании».

В управляющей активами Пинчука компании EastOne заявили, что «ГенАвиаИнвест» с мая 2012 г. полностью отстранена от участия в управлении «АэроСвитом», поскольку ее представители в наблюдательном совете «АэроСвита» были заменены на представителей других акционеров. «Таким образом, «ГенАвиаИнвест» не имеет никакого отношения к операционной деятельности и управлению компанией «АэроСвит» и не несет никакой ответственности за происходящее в компании «АэроСвит», — подчеркнули в EastOne. Однако это, повторимся, касается лишь периода после мая 2012 г. Как бы то ни было, тот факт, что «ГенАвиаИнвест» и ФГИ длительное время не принимали участия в собраниях акционеров явно не создавало предпосылок для нормального функционирования.

Многим, наверняка, знакома старинная забава «Бег в мешках», пользовавшаяся популярностью в советские времена. Бежать-то можно, но очень тяжело, неудобно, есть большой риск упасть. Так и «АэроСвит»: бежал, сколько мог, благодаря поддержке конструктивно настроенных акционеров, пока силы не иссякли.

А что же творцы того самого «мешка»? Виктор Пинчук на самом деле участвовал в деятельности «АэроСвита», но специфическим образом. В 2008 г. подконтрольное на тот момент ему руководство компании решило взять в принадлежащем Пинчуку банке «Кредит-Днепр» кредит на сумму $10 млн. сроком на всего на два месяца. В качестве залога выступали 37 га земли в поселке Форос и санаторный комплекс «Форос». Рыночная стоимость данных активов — $150 млн. Другие акционеры «АэроСвита» могли даже не узнать о случившемся. Но узнали и помешали.

Год спустя, в сентябре 2009 г. ФГИ выставил на продажу госпакет акций «АэроСвита». Малоизвестная консалтинговая фирма оценила 22,4% акций в 17 млн. грн. Т.е. вся авиакомпания «тянула» на 75,9 млн. грн., или $8,9 млн. (по тогдашнему курсу), хотя имела в собственности активы минимум на $150 млн. Предложения различных покупателей приобрести госпакет по реальной рыночной цене ФГИ решительно отметал. Когда же стало известно о готовящихся «дополнительных условиях» продажи, и о том, что им соответствует только ООО «ГенАвиаИнвест», все стало на свои места. Но ничего не получилось — запретил Окружной админсуд Киева.

Жаль, что ФГИ помогал бойкотировать собрания акционеров «АэроСвита». Вместо того, чтобы, как и положено госоргану, способствовать повышению эффективности работы компании с госдолей в капитале и созданию условий для наполнения госбюджета через получение дивидендов.

Если говорить о государстве, то не менее серьезная проблема в другом — в длительном безразличном отношении ко всей отрасли, к тенденциям в ее развитии и существующим проблемам. После случившегося с «АэроСвитом», авиационные власти наконец-то согласились, что не могут стоять в стороне от проблем рынка авиаперевозок, ограничиваясь лишь выдачей/невыдачей разрешений на эксплуатацию маршрутов.

Но вот что получается. За последние пять лет «АэроСвит» увеличил количество выполненных рейсов и перевезенных пассажиров в 1,5 раза, сохранил среднюю загрузку самолетов на уровне 73% (примерно соответствует среднему показателю для индустрии в мире), снизил удельные затраты на лизинг воздушных судов до 16% себестоимости, на авиатопливо — до 29% в удельных затратах. Доходы компании увеличились в 2,9 раза, а расходы возросли в 3,4 раза. Почему? Приведем несколько причин.

Госпредприятие «Украэрорух» во время кризиса дважды поднимало цены на аэронавигационное обслуживание в зоне аэропорта и по маршруту следования самолета, приравняв их к международным и установив цены в евро. Базовый для «АэроСвита» государственный аэропорт «Борисполь» увеличил аэропортовые сборы на 16%; пересмотрел структуру базового договора по наземному обслуживанию, исключив из него ряд услуг (за них пришлось платить отдельно) и одновременно повысил стоимость оставшихся; отменил скидки на пассажирский сбор, учитывавшие объемы перевозок (количество перевезенных пассажиров) и т.д.

Читать полностью на http://ekonomika.eizvestia.com/full/beg … -aerosvita