Чтобы отправить письмо или открытку в другой город, необязательно идти в почтовое отделение и покупать конверт с маркой — большая часть сообщений доставляется посредством интернета. Но если дело касается отправки документов, деловой корреспонденции или посылок, то без услуг почтальонов не обойтись. Еще 10 лет назад вариантов пересылки бандеролей было немного. Как правило, украинцы пользовались услугами хорошо знакомой «Укрпочты». Конкурентов у госмонополиста, по сути, не было. В начале 2000-х гг. стали появляться первые коммерческие службы доставки. И зачастую свою деятельность они осуществляли в пределах нескольких городов, а не по всей стране. Ныне в Украине работают сотни крупных служб и небольших курьерских фирм, предоставляющие услуги почтовой логистики — выемку, перевозку и доставку писем и посылок весом до 30 кг.
Посыльные-скороходы
Появление новых компаний по предоставлению почтовых услуг не могло не сказаться на работе «Укрпочты», позиции которой на рынке пошатнулись. Частные службы сделали ставку на оперативность выполнения заказов, переманив к себе многих клиентов. К примеру, компания «Новая Почта», выходя на рынок в 2001 году, предложила заказчикам доставку посылок по Украине в течение суток. Агрессивный старт молодой компании, как выяснилось позже, себя оправдал. Владельцы предприятия стали открывать представительства по всей стране. Согласно данным, размещенным на сайте компании, сейчас ее сеть насчитывает 847 филиалов. Коллеги по рынку таким покрытием представительств похвастаться пока не могут. Например, у ближайшего конкурента — запорожской компании «Ин-Тайм», их около 300.
Интересно, что активное развитие почтового бизнеса в Украине представителей «Укрпочты» не пугает. Там убеждены, что при правильной стратегии им удастся потеснить новых игроков и вернуть себе прежние позиции. «Если говорить глобально, то рынок
почтовых услуг, прежде всего, зависит от работы «Укрпочты» — национального оператора почтовой связи в Украине, — комментирует Павел Богданов, заместитель генерального директора УГППС «Укрпочта». — Частные фирмы сегодня есть, а завтра их может не быть. А наше предприятие с разветвленной сетью (14 тыс. отделений) и собственным автопарком (более 4 тыс. автомобилей) остается мощным игроком на рынке. Последние годы «Укрпочте» наступают на пятки конкуренты, но это временно. И мы им даже благодарны, ведь именно они стимулируют нас к развитию и движению вперед. К тому же мы единственное предприятие, осуществляющее доставку почты в наиболее отдаленные уголки страны, куда конкуренты ехать не хотят».
Говоря об участниках рынка
почтовых услуг, также следует помнить и о международных компаниях, работающих в Украине. Представительства таких игроков, как DHL, FedEx, TNT Express и UPS, появились в нашей стране раньше большинства отечественных фирм. Но несмотря на то, что они способны осуществить доставку едва ли не в любую точку земного шара, стоимость их услуг значительно выше расценок местных служб, поэтому и востребованы они меньше.
Мал, да удал
К конкурентам служб экспресс-доставки можно отнести и небольшие курьерские фирмы. В таких компаниях могут работать как два курьера, так и десятки человек. И, как правило, у курьерских служб нет собственных представительств в других городах, поэтому работают они в пределах одного населенного пункта или области. Антон Лысенко, руководитель компании «Мотокурьер», курьерское ремесло начал осваивать еще со школьной скамьи, выполняя поручения по доставке документов в разные концы Киева. В 2000 году свои навыки Антон решил реализовать в бизнесе, зарегистрировав курьерскую компанию. Сначала фирма называлась «Веселый курьер». Благодаря названию, по словам Антона, удалось привлечь многих заказчиков, которые работают с ним и поныне.
Однако поиск клиентов, согласных работать на постоянной основе, — главная сложность, с которой столкнулся г-н Лысенко на старте своего бизнеса. «Я хорошо делал свою работу, не допуская ошибок и конфликтов с заказчиками, — говорит предприниматель. — После этого люди стали мне доверять, рекомендовать своим знакомым и коллегам. Сейчас сотрудничаем преимущественно с постоянными клиентами, но и от разовых заказов не отказываемся. Главное — не перебирать и браться за любую работу». По словам бизнесмена, несмотря на большое количество курьерских служб, далеко не многие из них ответственны. «В Киеве не больше пяти игроков, которые делают свою работу хорошо. Это я проверял лично, обращаясь за услугами к своим конкурентам под видом заказчика», — рассказывает Антон.
До недавнего времени компания г-на Лысенко специализировалась преимущественно на доставках посылок весом до 30 кг по столице. Но этим летом предприниматель стал предлагать клиентам курьерскую доставку в Россию. «У нас было несколько заказов в Беларусь, потом люди стали интересоваться возможностью отправки документов с курьером в Российскую Федерацию. Пока заказов было немного, но запросы все же есть, и мы дальше будем развивать новую услугу», — заявляет Антон.
Все в Сеть
Подспорьем для развития бизнеса
по доставке посылок служит активный рост торговли через интернет-магазины. По данным Ассоциации участников электронного бизнеса, в прошлом году объем этого рынка составил около EUR1,5–2 млрд, что на 30–50% больше, чем годом ранее. Как правило, владельцы интернет-магазинов предпочитают работать со службами доставки, а не содержать в штате собственных посыльных. Хотя есть и исключения. Но большинство все же обращается к профессионалам, так как для многих достаточно сложно самостоятельно организовывать пересылку товаров в отдаленные уголки страны. По данным участников рынка, две трети товаров, проданных интернет-магазинами, в регионы доставляют службы экспресс-доставки. В то же время, по сведениям онлайн-аукциона Aukro.ua, их клиенты в 70% случаев пользуются услугами «Укр­почты». Мелкие курьерские службы неоднозначно относятся к возможности заработать на доставке товаров со склада интернет-магазина к двери покупателя. Опять-таки из-за того, что работают они только в пределах одного города. «Возможность заработать в этой нише существует, но у многих онлайн-магазинов есть собственные курьеры, — отмечает Антон Лысенко. — Лично я на данный момент работаю с двумя такими магазинами».
В то же время между крупными компаниями разразилась нешуточная борьба за право обслуживать интернет-магазины. По большому счету, стоимость услуг у служб доставки одинакова. И чтобы завербовать клиента, помимо непосредственно услуги пересылки предприниматели предлагают новые возможности. Например, в компании «Всеукраинский почтовый сервис» уверяют, что, взяв на себя обслуживание интернет-магазинов, они могут сэкономить клиентам 20–30% денег, которые те раньше тратили на доставку. Как рассказала Людмила Силантьева, гендиректор «ВПС», их компания предлагает интернет-торговцам так называемый сервис fulfillment, предусматривающий хранение товаров, прием, обработку, упаковку и комплектацию заказов, организацию доставки, а также обработку возвратов при необходимости. «Данный сервис позволяет поддерживать производственную сторону работы интернет-бизнеса. Для них это выгоднее, потому что большинство затрат на содержание склада, оплату рабочей силы, поиск курьеров, логистику и прочее уже входит в стоимость обслуживания, которое мы предоставляем», — сообщила г-жа Силантьева.
Расширенный сервис также предлагают и службы экспресс-доставки. Среди прочего это отслеживание груза, бесплатное хранение на складе компании, возможность нескольких вариантов оплаты. Еще одно ноу-хау посыльных — упаковка бизнес-документации. По информации компании «ВПС», наиболее часто такими услугами пользуются банки, страховые компании, различные фонды и социальные организации.

Читать полностью на http://statuspress.com.ua/nisha/pochtal … aniyu.html